Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
28.11.2011
- Учреждение заключило договор на установку приборов учета тепло- и водоснабжения. Приобретение приборов учета осуществляется по отдельному договору.
Можно ли расходы на установку оплатить за счет подстатьи 226 КОСГУ?
Вопрос применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении расходов по установке приборов учета всегда вызывал трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становился предметом разногласий с органами финансового контроля.
Так, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2009 N 190н (далее - Указания N 190н), монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, подлежат отнесению на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Поэтому и расходы на установку (монтаж) вновь приобретаемых приборов учета (тепло-, газо-, электросчетчиков) при определенных условиях могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Именно такого мнения придерживались специалисты уполномоченных органов и независимые эксперты в своих разъяснениях как в текущем, так и в прошлые годы*(1).
Вместе с тем функциональное предназначение приборов учета тепло- и водоснабжения является частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, установка приборов учета сопряжена с исполнением требований Закона N 261-ФЗ. А согласно Указаниям N 190н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, подлежат отнесению на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Как видим, в данном случае существуют достаточно веские аргументы для применения как подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, так и подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
В подобных ситуациях совсем не лишним будет согласовать порядок применения бюджетной классификации путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним (к таким документам, например, относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, методические рекомендации (указания)). Применение же в рассматриваемой ситуации тех или иных подстатей КОСГУ в зависимости от трактовки конкретными должностными лицами отдельных положений действующих нормативных правовых актов может расцениваться контролирующими органами в качестве "манипулирования" положениями Указаний N 190н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ.
Обратите внимание, практика применения бюджетной классификации в отдельных публично-правовых образованиях показывает, что работы по установке приборов учета могут оплачиваться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ*(2).
В заключение отметим, даже если у учреждения нет возможности подтвердить обоснованность применения бюджетной классификации в описанном выше порядке, маловероятно, что контролирующим органам в данном случае удастся обосновать квалификацию расходов бюджетного учреждения, осуществленных по подстатьям КОСГУ 225 или 226, в качестве нецелевых.
Дело в том, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
11 ноября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- Вопрос: Государственным учреждением субъекта РФ со специализированной организацией заключен договор, предметом которого является проведение работ по установке приборов учета и регулирования потребления воды в помещениях учреждения. По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить расходы учреждения на оплату вышеуказанного договора? ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 6, июнь 2011 г.);
- Вопрос: По каким статьям КОСГУ нужно отражать расходы на приобретение и установку теплосчетчиков при заключении отдельных договоров на установку и на приобретение счетчиков? ("Бюджетный учет", N 4, апрель 2010 г.).
- Вопрос: Просим разъяснить порядок применения статей классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, при отражении расходов на монтаж, установку требующего соответствующих действий оборудования? Возможно ли для отражения расходов на эти цели применять подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества"? ("Бюджетный учет", N 11, ноябрь 2008 г.);
- письмо Минфина России от 23.05.2007 N 02-14-10/1227;
- письмо Федерального казначейства от 31.05.2007 N 42-22-04/13.
*(2) Смотрите, например:
- номер закупки 245.00.069.1 "Сводного плана-графика..." (Приложение N 3 к распоряжению Губернатора Тульской области от 01.04.2010 N 312-рг);
- пункт 2 Решения Совета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 16.01.2007 N 182;
- подпункт 2.1.8 Решения Совета депутатов г. Черногорска от 20.12.2005 N 88.
- пункт 54.12 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 29.11.2004 N 578-81 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним