Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.04.2016
- В соответствии с п. 3.10.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), утвержденных приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 N 567, при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в запросе ценовой информации необходимо указать сведения для определения идентичности и однородности товаров (работ, услуг).
В каком порядке определяются и используются для расчета НМЦК критерии "идентичность" и "однородность" товаров (работ, услуг)?
Каков алгоритм использования полученной информации об идентичности и однородности товаров (работ, услуг) для расчета НМЦК?
Каковы последствия неприменения данного требования в запросе ценовой информации и, как следствие, в определении НМЦК?
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в данной статье. Приоритет использования при определении и обосновании НМЦК принадлежит методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 6 той же статьи).
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Определения критериев "идентичности" и "однородности" в отношении товаров, работ и услуг приведены в ч.ч. 13-15 той же статьи.
Так, идентичными признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, а также характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке, при этом могут не учитываться незначительные различия во внешнем виде таких товаров (ч. 13 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), однородными - товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, при этом учитываются качество, репутация на рынке и страна происхождения таких товаров (ч. 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми, при этом учитываются не только качество, репутация на рынке, а также вид таких работ, услуг, но также их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч. 15 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что положения ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 2-6, 13-18) устанавливают ряд общих требований к порядку определения НМЦК. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации), разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с использованием указанных методов (п. 1.2 Методических рекомендаций).
Большинство положений Методических рекомендаций имеют именно рекомендательный характер - они не являются обязательными при определении цен контрактов (смотрите в связи с этим разъяснения специалистов Минэкономразвития России в письмах от 08.04.2014 N Д28и-443, от 03.03.2014 N Д28и-254, от 18.12.2015 N Д28и-3771). Лишь в ряде случаев правила Методических рекомендаций обязательны для применения заказчиками. К таким случаям в силу прямого указания ч. 17 ст. 22 Закона N 44-ФЗ относятся случаи определения идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу п. 3.4 Методических рекомендаций в случае, когда товары, работы или услуги, представленные на рынке и соответствующие описанию объекта закупки, будут определены, их целесообразно распределить на две категории: идентичные и однородные. При расчете НМЦК приоритет отдается ценовой информации по идентичным товарам, работам, услугам (смотрите в связи с этим, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 N 03АП-3338/15).
В соответствии с п. 3.5.1 Методических рекомендаций идентичные товары должны иметь одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров также могут учитываться страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.
Работы, услуги могут быть признаны идентичными, если они обладают одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуются с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняются (оказываются) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией (п. 3.5.2 Методических рекомендаций).
К однородным согласно п. 3.6.1 Методических рекомендаций можно отнести товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, но при этом не являться идентичными. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
Однородные работы, услуги, не являясь идентичными, должны иметь сходные характеристики, чтобы быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (п. 3.6.2 Методических рекомендаций).
Отметим, что Пример определения и обоснования НМЦК с использованием общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям (пример закупки сплит-систем). В этом примере наглядно приведены использование критериев идентичных и однородных товаров "в случае отсутствия цен на идентичные товары".
Из Закона N 44-ФЗ или Методических рекомендаций не следует, что указываемая в извещении о проведении запроса котировок НМЦК контракта во всех случаях должна быть равна НМЦК, которая определяется по формуле, содержащейся в п. 3.21 Методических рекомендаций. Последствий в виде административной ответственности за несоблюдение требования об использовании критериев использования идентичных, а также однородных товаров (работ, услуг) не установлено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
23 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним