Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

18.04.2016
ВОПРОС:
Работник муниципального автономного учреждения (не имеет высшего образования) по соглашению сторон переводится на должность ведущего специалиста по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В должностной инструкции по данной должности предусмотрено требование о наличии высшего образования.
Возможно ли осуществить перевод на данную должность по решению директора муниципального автономного учреждения без решения аттестационной комиссии?
Необходимо ли в данном случае в должностной инструкции для должности "ведущий специалист" указывать в разделе о квалификационных требованиях среднее профессиональное образование, или достаточно будет указать: "Работник учреждения, претендующий на должность, не имеющий подходящего для данной должности уровня образования, но обладающий достаточным практическим опытом или выполняющий качественно и в полном объеме возложенные должностные обязанности, по решению директора учреждения может быть назначен на соответствующую должность"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перевод на должность ведущего специалиста по предоставлению государственных и муниципальных услуг в муниципальном автономном учреждении работника, не имеющего высшего профессионального образования, без решения аттестационной комиссии само по себе не противоречит требованиям трудового законодательства. Работодатель в своем локальном нормативном акте вправе самостоятельно определить квалификационные требования к указанной должности.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 7 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник), в Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Согласно п. 10 Общих положений Справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аналогичная норма установлена п. 8 постановления Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее - Порядок применения Справочника).
В соответствии с частью второй ст. 57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Таким образом, по общему правилу квалификационные справочники, в том числе в части требований к наименованию должности и квалификации работников, имеют для работодателей только рекомендательный характер (смотрите в связи с этим п. 2 постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37). Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388). Аналогичное положение содержится в пп. "д" п. 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол N 12, далее - Единые рекомендации)*(1).
Отметим, что квалификационные справочники не содержат должности "специалист по предоставлению государственных и муниципальных услуг". Соответственно, и квалификационные требования к должности ведущего специалиста также не установлены.
Профессиональный стандарт в отношении указанной должности в настоящее время также не утвержден. Кроме того, утверждение такого стандарта не будет автоматически означать необходимости применения его положений, определяющих требования к квалификации работника. Профессиональные стандарты станут обязательными к применению работодателями с 01.07.2016, причем только в случаях, когда Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ устанавливаются требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3 ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ).
Для некоторых категорий работников необходимость соответствия определенному образовательному цензу, предъявляемому квалификационными справочниками и (или) профессиональными стандартами, установлена на законодательном уровне (например, согласно ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязательные требования к уровню квалификации работников по должности "ведущий специалист по предоставлению государственных и муниципальных услуг", работающих в указанной в вопросе организации, в настоящее время не установлены. Кроме того, ни Трудовым кодексом РФ, ни другим федеральным законом не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением трудовой функции по такой должности.
В таких случаях, когда требования к образованию работника не определены законодательством, работодатель вправе их устанавливать самостоятельно (определение Самарского областного суда от 21.11.2011 N 33-12150, апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.08.2013 N 33-1315/2013, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 04.09.2012 N 33-2652/2012).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодатель в своем локальном нормативном акте (должностной инструкции) вправе самостоятельно определить квалификационные требования к должности "ведущий специалист по предоставлению государственных и муниципальных услуг", например, по наличию среднего профессионального образования либо по установлению порядка назначения на указанную должность без предусмотренного должностной инструкцией уровня образования по решению директора учреждения. Норм, обязывающих работодателя в рассматриваемом случае проводить аттестацию работника в целях его принятия на приведенную в вопросе должность, законодательство не содержит.
Как следует из вопроса, в локальном нормативном акте учреждения установлено требование по наличию высшего профессионального образования у кандидата, претендующего на должность "ведущий специалист по предоставлению государственных и муниципальных услуг". По нашему мнению, в этом случае необходимо руководствоваться общим принципом о праве работодателя самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (п. 10 постановления Пленума от 17.03.2004 N 2). На наш взгляд, введение работодателем тех или иных требований, предъявляемых к кандидатам на определенную должность, не может ограничивать его в праве самостоятельно определять лиц, подходящих для занятия такой должности, и не исключает возможности приема или перевода на такую должность работника, формально не подходящего для ее занятия по тем или иным критериям, но удовлетворившего работодателя по своим деловым качествам в целом. Суды также не рассматривают несоответствие работника требованиям, установленным работодателем самостоятельно и не во исполнение положений закона, в качестве обстоятельства, исключающего возможность выполнения работником соответствующей работы (определение Хабаровского краевого суда от 27.09.2013 N 33-6128/2013, определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.07.2010 N 33-9102/2010).
Поскольку закон не устанавливает каких-либо требований к уровню квалификации по должности, приведенной в вопросе, перевод работника, не соответствующего квалификационным требованиям, определенным работодателем в должностной инструкции, не является нарушением трудового законодательства. Вместе с тем, полагаем, иные требования к уровню квалификации целесообразно фиксировать в локальных нормативных актах (например в должностных инструкциях). В этом случае при отказе в заключении трудового договора лицу, чье образование не отвечает установленным работодателем критериям, последнему достаточно сослаться на такой акт, чтобы доказать, что требования к образованию по данной должности действительно существовали и именно несоответствие кандидата таким требованиям послужило причиной отказа (письмо Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0, апелляционное определение Владимирского областного суда от 20.12.2012 N 33-3890/2012).


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

28 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с ЕКС, ЕТКС или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений.

Все консультации данной рубрики