Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

20.04.2016
ВОПРОС:
Возможна ли реорганизация путем слияния краевого автономного учреждения и краевого бюджетного учреждения с созданием по результатам слияния бюджетного учреждения (изменения уровня собственности не происходит)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный в вопросе способ реорганизации не противоречит законодательству.

Обоснование вывода:
Учреждение является одной из организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации (пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Закон выделяет три типа государственных или муниципальных учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ), особенности правового положения которых определяются законом (п. 8 той же статьи). Однако упомянутые ранее типы учреждений не являются самостоятельными организационно-правовыми формами. То есть автономное и бюджетное учреждение являются юридическими лицами, созданными в одной и той же организационно-правовой форме - учреждение (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В силу п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. Ни Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (смотрите, в частности, ч. 2 ст. 18 этого Закона), ни иные нормативные акты прямо не указывают на возможность реорганизации автономного и бюджетного учреждений в форме слияния, однако и не ограничивают возможность такой реорганизации. Не следует из законодательства и то, что реорганизация с участием двух и более государственных или муниципальных учреждений допускается только в отношении учреждений одного типа.
Поэтому, на наш взгляд, указанный в вопросе способ реорганизации, в результате которого путем слияния бюджетного и автономного учреждений создается бюджетное учреждение, не противоречит законодательству. Косвенно о такой возможности свидетельствует судебная практика (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 03.06.2015 N 33-3455/2015), а также ряд разъяснений и нормативных актов (смотрите, например, постановление Правительства Магаданской области от 28.08.2014 N 710-пп "О создании государственного автономного учреждения культуры "Образовательное творческое объединение культуры" путем реорганизации в форме слияния областного государственного бюджетного учреждения культуры "Магаданский областной центр народного творчества и досуга" и государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр культуры и искусства", п. 2.1 Порядка принятия решений о реорганизации или ликвидации муниципальных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Комитету по культуре Администрации городского округа Королёв Московской области, утвержденного постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 30.06.2015 N 461-ПА, п. 9 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений <...>, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, письмо Минфина России от 18.10.2013 N 02-06-10/43734).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

1 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
 

Все консультации данной рубрики