Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
21.04.2016
- Имеет ли право ЗАО представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме?
К какой ответственности может быть привлечено ЗАО за представление отчетности в упрощенной форме?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
ЗАО должно сформировать и представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган и орган статистики в общем порядке в полном объеме форм.
Непредставление ЗАО годовой бухгалтерской отчетности в полном составе может стать основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, частью 1 ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года должна представляться в органы статистики и в налоговые органы (ч.ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ)*(1).
Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (приложение N 1 к Приказу N 66н, п. 1 Приказа N 66н), а также следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (приложение N 2 к приказу N 66н, п. 2 Приказа N 66н):
а) форма отчета об изменениях капитала;
б) форма отчета о движении денежных средств;
в) форма отчета о целевом использовании полученных средств;
г) иные приложения (пояснения).
Частью 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено ст. 6 Закона N 402-ФЗ (смотрите также письма Минфина России от 19.03.2014 N 03-11-11/11952, от 26.02.2014 N 07-01-06/8136, от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 и др.).
Приказом N 66н утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (приложение N 5 к Приказу N 66н, п. 6.1 Приказа N 66н, письма ФНС России от 15.04.2013 N ЕД-4-3/6829, Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80).
Перечень и порядок применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета представлен в Информации Минфина РФ от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В то же время в соответствии с изменениями, внесенными в Закон N 402-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) и ГК РФ соответственно Федеральными законами от 04.11.2014 N 344-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (вступил в силу 16.11.2014), от 01.12.2014 N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (вступил в силу 02.12.2014), от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (вступил в силу 01.09.2014), отчетность акционерных обществ, в том числе закрытых, подлежит обязательному аудиту, что исключает возможность применения такими обществами упрощенных способов ведения бухгалтерского учета с 16.11.2014 (смотрите также информационные сообщения Минфина России от 03.12.2014 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии", от 17.11.2014 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии").
В такой ситуации применение акционерными обществами упрощенных способов ведения бухгалтерского учета после 16.11.2014 противоречит общеустановленному принципу учетной политики в отношении полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)).
Из вышеизложенного следует, что ЗАО по итогам 2015 года должно сформировать и представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме форм и показателей, предусмотренных п.п. 1-4 Приказа N 66н. В ином случае представление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по упрощенным формам, утвержденным п. 6.1 Приказа N 66н, вместо общеустановленных форм или непредставление отдельных форм отчетов (приложений) может повлечь привлечение организации и её должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в установленный НК РФ срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде устанавливает административную ответственность в виде штрафа для должностных лиц организации от 300 до 500 рублей (смотрите п. 1.12 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").
Также чиновники разъясняют, что непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16.12.2013 N 1578/ОГ).
К сведению:
C 1 января 2016 года подавляющее большинство акционерных обществ не относятся к субъектам малого предпринимательства (п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") (далее - Закон N 209-ФЗ), а, именно, если ЗАО не соответствует условиям:
- либо пп. "б" п. 1 части 1.1. ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
- либо пп. "в" п. 1 части 1.1. ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
- либо пп. "г" п. 1 части 1.1. ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
- либо пп. "д" п. 1 части 1.1. ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
1 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним