Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

21.04.2016
ВОПРОС:
При проведении открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на стадии подачи заявок на участие в конкурсе в канцелярию поступил бумажный конверт, на котором была указана информация только об отправителе и получателе корреспонденции. Сотрудники канцелярии вскрыли конверт, поскольку из информации на конверте не было понятно содержание поступившей корреспонденции, и обнаружили в нем заявку на участие в открытом конкурсе, вложенную в прозрачный файл, позволяющий просматривать содержание заявки до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Вскрытый конверт с заявкой из канцелярии поступил в отдел закупок, где заявка была зарегистрирована в установленном порядке.
Таким образом, заявка была подана не в запечатанном конверте, не позволяющем обеспечить сохранность содержания данной заявки, что нарушает п. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а также не позволяет закупочному органу исполнить п. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
Правомерно ли будет, если по вышеуказанным причинам заявка будет отклонена?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик не должен был принимать и регистрировать указанную в вопросе заявку. При изложенных в вопросе обстоятельствах в отсутствие предусмотренных законом оснований для отклонения заявки она должна быть рассмотрена наряду с остальными заявками.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что заказчик вправе отказать в приеме и регистрации заявки, если она поступила в упаковке, позволяющей просматривать ее содержание до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. При этом согласно ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик, специализированная организация обязаны обеспечить сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов, осуществлять открытие доступа к таким заявкам до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Применительно к приведенной ситуации изложенное означает, что если заказчик не знал и не должен был знать, что в указанном в вопросе конверте содержится заявка, то у него не было и оснований регистрировать этот конверт как заявку*(1). Извлеченный же из конверта прозрачный файл с заявкой также не должен был регистрироваться заказчиком, если он позволял просматривать содержание заявки.
После приема и регистрации заявки решение о том, будет ли она рассматриваться и оцениваться, принимается исходя из положений ст. 53 Закона N 44-ФЗ. При этом конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Как видим, ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении и для отклонения конкурсной комиссией поступивших заявок; отклонение заявок на участие в конкурсе по иным основаниям не допускается.
По смыслу этой нормы, как нам представляется, под несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, указанным в конкурсной документации, необходимо понимать несоответствие таким требованиям именно содержания заявки, но не каких-либо иных ее признаков (формы, вида и т.п.). То обстоятельство, что на момент вскрытия конвертов заявка в письменной форме не упакована в запечатанный конверт, не позволяющий просматривать содержание заявки до вскрытия, не включено в перечень оснований для ее отклонения. Поэтому если указанная в вопросе заявка зарегистрирована, то в отсутствие оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ, конкурсная комиссия обязана рассмотреть ее наряду с остальными зарегистрированными заявками.
Исчерпывающим же образом оценить последствия, которые могут наступить в приведенной ситуации, в рамках этой консультации мы не можем. Отметим лишь, что отклонение указанной в вопросе заявки на том основании, что ее упаковка до вскрытия конвертов позволяла просматривать ее содержание, как уже указано, неправомерно и может быть обжаловано лицом, подавшим эту заявку; рассмотрение же этой заявки, очевидно, может явиться основанием для обжалования действий заказчика (его должностных лиц) прочими участниками открытого конкурса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

28 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Однако мы не можем исключить, что в зависимости от конкретных обстоятельств факт вскрытия указанного в вопросе бумажного конверта может явиться основанием для привлечения должностных лиц заказчика к ответственности (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Все консультации данной рубрики