Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
27.04.2016
- Необходимо ли в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ по соглашению сторон вносить изменения в договор, если уменьшилась цена договора (в твердой сумме), количество товаров (работ, услуг), а срок действия договора истек? Подлежат ли сведения об изменении условий договора размещению в установленном порядке?
1. Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Федеральное казначейство обеспечивает ведение в единой информационной системе (ЕИС) реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр).
Порядок ведения реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в реестре, устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ). На основании указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - Правила).
Как следует из ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 Правил в реестр вносятся сведения обо всех договорах, за исключением сведений и документов, которые в соответствии с Законом N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС.
В частности, в соответствии с пп. "з" п. 2 Правил в реестр включаются информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора. С 1 января 2016 года на заказчика возложена обязанность в течение 10 дней со дня исполнения договора (пп. "в" п. 10 Правил) формировать и направлять указанную информацию и документы в Федеральное казначейство.
Из положений п. 3 приказа Минфина России от 29.12.2014 N 173н, п.п. 5, 33, 37 утвержденного этим приказом Порядка, пп. "з" п. 2 Правил, по нашему мнению, следует, что с 2016 года заказчики в целях внесения в реестр информации, касающейся результатов исполнения договора, должны формировать и направлять в Федеральное казначейство электронные копии всех документов, которые составляются в ходе его исполнения, в том числе каждого документа о приемке товаров (выполненных работ) и каждого платежного документа.
Отметим, в силу ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. При этом в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе определить:
- конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
- перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В настоящее время такие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 23.04.2013 N 671-р, от 30.06.2015 N 1247-р, от 24.12.2015 N 2662-р.
Кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей. При этом следует учитывать, что согласно п. 3 Правил в случае, если заказчиком в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство. Иными словами, направление в реестр информации о таких договорах относится на усмотрение самого заказчика (смотрите также письмо Минфина России от 13.02.2015 N 02-02-09/6464).
2. Прежде всего отметим, что Закон N 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых по итогам закупки договоров, в том числе условия о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора*(1). В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного Закона заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. То есть к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях - и в одностороннем порядке, поскольку это не противоречит положению о закупке, утвержденному заказчиком (смотрите ст. 450 ГК РФ).
При этом, как указано в ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этой нормы прямо следует возможность изменения условий договора, заключенного по результатам процедур закупки товаров (работ, услуг), в ходе исполнения этого договора.
Таким образом, изменение цены товара, работы или услуги, а также их количества и объемов при исполнении договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, возможно, если это не противоречит положению о закупке.
Согласно пп. "ж" п. 2, пп. "в" п. 10 Правил заказчик в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор формирует и направляет в Федеральное казначейство информацию об изменении предусмотренных ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ условий договора (включая условия договора о цене и количестве, объеме (товаров, работ, услуг)), с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения. Фактически, заказчик не может осуществить указанные действия без внесения соответствующих изменений в заключенный договор. В противном случае заказчик несет риск неблагоприятных последствий, связанных, прежде всего, с невнесением соответствующих сведений в реестр.
То обстоятельство, что срок действия договора истек, не всегда препятствует изменению условий договора. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ, если закон или договор не предусматривает прекращение обязательств сторон по окончании срока действия договора, договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Если указанный в вопросе договор не содержит условия о том, что предусмотренные им обязательства прекращаются по окончании срока его действия, то он действует до того момента, пока он не будет исполнен или расторгнут, независимо от наступления указанного в нем срока (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.10.2014 N Ф05-11647/14, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2014 N Ф06-6698/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.2013 N Ф08-6367/13), а значит, может быть изменен по соглашению сторон.
Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Реестр договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Информация и документы, включаемые в реестр договоров, предусмотренный Законом N 223-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Порядок направления заказчиком и внесения сведений в предусмотренный Законом N 223-ФЗ реестр договоров;
- Энциклопедия решений. Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия
Ответ прошел контроль качества
6 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что при определенных обстоятельствах изменение цены договора (если такое изменение связано, например, с увеличением объема приобретаемого товара или с увеличением срока, на который изначально заключен контракт) может свидетельствовать о совершении новой закупки. Однако сказанное не имеет отношения к случаям, когда по соглашению сторон уменьшаются количество поставляемого товара и цена договора.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним