Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.04.2016
ВОПРОС:
В ходе проведения проверок и инвентаризаций органом местного самоуправления выявляются неучтенные объекты недвижимого имущества казны (здания), оформленные ранее в собственность муниципального образования. Финансовым органом публично-правового образования установлено ежемесячное начисление амортизации по имуществу, составляющему муниципальную казну.
Можно ли при принятии к учету таких объектов использовать их кадастровую стоимость? Кто должен принимать соответствующее решение? Можно ли при принятии на учет таких объектов начислить амортизацию за период, когда они не были учтены на балансе, если известен год их постройки?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия объектов к учету находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов. Если в отношении объекта недвижимого имущества единственной стоимостной оценкой, подтвержденной документально, является его кадастровая стоимость, комиссия по поступлению и выбытию активов вправе принять решение о принятии к учету такого объекта по его оценочной стоимости, равной кадастровой. Начисление амортизации по таким объектам за период, когда они не были учтены на балансе, не производится.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 31 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия объекта к учету находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 25 Инструкции N 157н).
Состав Комиссии, как правило, утверждается Положением о комиссии по поступлению и выбытию активов*(1).
К работе в Комиссии могут привлекаться должностные лица учреждения (органа местного самоуправления), обладающие специальными знаниями.
Согласно п. 25 Инструкции N 157н при определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к учету объекта нефинансовых активов Комиссией могут использоваться:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Специалисты финансового ведомства поясняют, что если в отношении объекта недвижимого имущества единственной стоимостной оценкой, подтвержденной документально, является его кадастровая стоимость, Комиссия вправе принять решение о принятии к учету объекта недвижимого имущества по его оценочной стоимости, равной кадастровой (смотрите письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657).
Относительно возможности начисления амортизации по объектам, составляющим казну муниципального образования за период, когда такие объекты не были учтены на балансе, можно отметить следующее. Финансовым органом Вашего публично-правового образования установлено ежемесячное начисление амортизации по имуществу, составляющему муниципальную казну. В такой ситуации начисление амортизации по имуществу казны производится в обычном порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н для основных средств (п. 95 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 21.02.2012 N 02-06-10/559).
Инструкцией N 157н предусмотрена единственная ситуация, в которой может быть произведено "доначисление" по объекту ранее не начисленной амортизации - закрепление за учреждением на праве оперативного управления основного средства, которое ранее находилось в составе имущества казны и по которому в такой период времени амортизация не начислялась (п. 94 Инструкции N 157н).
В остальных ситуациях, если амортизация по объекту по каким-либо причинам ранее не начислялась (в том числе если объект не учитывался на балансе), то ее "доначисление" не производится (смотрите также письмо Минфина России от 27.05.2015 N 02-06-10/30485). В такой ситуации начисление амортизации осуществляется исходя из срока полезного использования, установленного с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта (п. 44 Инструкции N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Имущество казны;
- Энциклопедия решений. Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

6 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31.12.2014 N 212 "О постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов";
- распоряжение Федерального дорожного агентства от 31.05.2013 N 731-р "О создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию объектов основных средств и материальных запасов, закрепленных за Федеральным дорожным агентством".

Все консультации данной рубрики