Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.05.2016
ВОПРОС:
За счет каких источников федеральное автономное учреждение вправе возместить работникам, направляемым в служебные командировки, расходы в размерах, превышающих установленные положениями Постановления N 729 и Приказа N 64н?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральное автономное учреждение при выплате (возмещении) командировочных расходов должно руководствоваться нормами, установленными Постановлением N 729 и Приказом N 64н.
Расходы, связанные со служебными командировками, превышающие установленные нормы возмещения, могут быть осуществлены федеральным автономным учреждением за счет:
- средств от приносящей доход деятельности, в случае, если в Плане ФХД предусмотрено соответствующее направление расходов;
- средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания, при наличии экономии средств указанной субсидии, а также при соблюдении определенных условий.

Обоснование вывода:
В настоящее время госучреждения не вправе самостоятельно устанавливать размеры возмещения командировочных расходов в коллективных договорах или локальных нормативных актах.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ (часть вторая ст. 168 ТК РФ).
Так, госучреждения, созданные на базе федерального имущества, при выплате (возмещении) командировочных расходов должны руководствоваться:
- постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 729);
- постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений";
- приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (далее - Приказ N 64н).
В то же время, если иное не установлено соответствующими нормативными правовыми актами, федеральные бюджетные и автономные учреждения могут выплачивать командировочные расходы в размерах, превышающих установленные (смотрите, например, п. 3 Постановления N 729). При этом следует учитывать размер соответствующих нормативных затрат и экономии субсидии на выполнение государственного задания, а также объем поступлений от приносящей доход деятельности (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
Дело в том, что с учетом положений п. 3 ст. 298, п. 2 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также требований, установленных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, и средствами субсидий на выполнение госзадания, и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Конкретные же условия предоставления субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевых субсидий), как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
- целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Поэтому во избежание спорных ситуаций в части расходования средств целевых субсидий, в том числе и на командировочные расходы, подобный вопрос следует урегулировать положениями соглашения на предоставление целевых субсидий. В отсутствие конкретных ограничений по размерам командировочных расходов учреждению целесообразно обратиться за разъяснениями к учредителю.
Обратите внимание: в случае образования экономии средств целевой субсидии (образования ее остатка) она подлежит перечислению в соответствующий бюджет, если согласно решению органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении конкретных учреждений, не принято в установленном порядке решение об использовании остатка в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (ч.ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, расходы, связанные со служебными командировками, превышающие установленные Постановлением N 729 и Приказом N 64н размеры их возмещения, могут быть осуществлены федеральным автономным учреждением за счет:
- средств от приносящей доход деятельности, в случае, если в Плане ФХД предусмотрено соответствующее направление расходов;
- средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания, при наличии экономии средств указанной субсидии. При этом учреждению следует проверить соблюдение следующих условий:
- командировочные расходы (в том числе сверх норм) предусмотрены Планом ФХД;
- госзадание выполняется в полном объеме, в установленные сроки и с соблюдением показателей по качеству;
- отсутствует кредиторская задолженность;
- подобное расходование средств экономии не повлечет возникновения кредиторской задолженности по иным статьям расходов.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики