Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
16.05.2016
- Содержание и благоустройство автомобильных дорог - один из основных видов деятельности муниципального казенного учреждения. Муниципальные дороги с элементами обустройства были переданы учреждению более 10 лет назад, но в актах приема-передачи детального перечня передаваемых объектов дорожного обустройства не было. Не были переданы и технические паспорта на эти дороги. На сегодняшний день по ряду причин не оформлены ни новые техпаспорта, ни свидетельства о госрегистрации. Дороги учтены на балансовом счете 101, учреждение получает финансирование и осуществляет их содержание, ремонт и т.д. При проведении контрольных мероприятий проверяющими контрольно-счетной палаты было сделано замечание о том, что в инвентарных карточках не отражены объекты инфраструктуры дорог, имевшиеся в наличии при передаче дорог учреждению. По мнению проверяющих, при отсутствии такой информации в передаточных документах учреждение должно было отразить эти объекты по результатам инвентаризации.
Правы ли проверяющие? Необходимо ли сейчас при капитальном ремонте дорог с установкой новых знаков (ограждений, иных объектов, входящих в состав дороги) отражать в инвентарных карточках информацию об их установке и увеличивать стоимость основного средства (дороги)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Замечания проверяющих о порядке отражения в Инвентарной карточке (форма 0504031) информации об объектах, подлежащих учету на балансовых счетах учреждения, обоснованы.
Замену знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений следует рассматривать в качестве работ, осуществляемых в ходе капитального ремонта автомобильной дороги, поэтому их стоимость не должна увеличивать первоначальную (балансовую) стоимость автомобильной дороги, а должна списываться на расходы текущего финансового года.
Замену объектов дорожного обустройства при проведении ремонтных работ следует отразить в Инвентарной карточке (форма 0504031).
Обоснование вывода:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..." (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, заключающаяся в их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании, а также обеспечении безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения городского округа (пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 3, 13 Закона N 257-ФЗ).
Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета в организациях госсектора предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права: согласно п. 36 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
То есть для отражения на балансовом учете объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления. В отсутствие зарегистрированного права оперативного управления за казенным учреждением автомобильные дороги должны отражаться в учете уполномоченного органа в составе недвижимого имущества казны на счете 0 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну".
1. В силу п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов. Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам. При этом обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования (абзац добавлен приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации. Наряду с другими активами инвентаризации подлежат и автомобильные дороги. Порядок проведения инвентаризации автомобильных дорог утверждается нормативным актом публично-правового образования*(1).
Инвентаризация автомобильных дорог, как правило, осуществляется путем проведения визуального осмотра автомобильной дороги. При проведении инвентаризации дорог, принятых к учету, проверяется:
1) наличие правоустанавливающей документации;
2) состояние дорожного покрытия;
3) наличие, расположение и состояние объектов:
- защитных дорожных сооружений;
- искусственных дорожных сооружений;
- производственных объектов;
- элементов обустройства автомобильных дорог.
Кроме того, при первой инвентаризации дорог после их принятия к учету в составе основных средств, проверяются линейные параметры дорог (линейная протяженность, средняя ширина дорожного полотна), а также иные вопросы, в том числе наличие объектов дорожного обустройства*(2).
Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (форма 0504031) (далее - Инвентарная карточка (форма 0504031)) применяется для индивидуального учета объектов основных средств.
Информация, указываемая в бухгалтерском регистре (Инвентарная карточка (ф. 0504031)), должна обеспечивать получение полной информации об объекте учета, в том числе и при проведении инвентаризации.
Специалисты уполномоченных органов отмечают, что в Инвентарной карточке (форма 0504031) подлежит отражению информация по каждому объекту благоустройства, входящему в комплекс конструктивно-сочлененных объектов и учитываемому в составе единого инвентарного объекта (письмо Минфина России от 09.07.2014 N 02-06-10/33303).
Следовательно, в Инвентарной карточке (форма 0504031) необходимо отражать элементы обустройства автомобильной дороги. Степень детализации данных (критерии существенности) желательно определить в учетной политике.
Отметим, что контроль над сохранностью имущества осуществляется в том числе посредством проведения инвентаризации. Без отражения в Инвентарной карточке (форма 0504031) перечня объектов, входящих в состав дороги, практически невозможно обеспечить должный контроль над их наличием, состоянием и эксплуатацией. В этой связи полагаем, что замечания проверяющих в отношении объектов, подлежащих учету на балансовых счетах учреждения, вполне обоснованы.
2. В п. 27 Инструкции N 157н приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов:
- достройка;
- дооборудование;
- реконструкция;
- модернизация;
- частичная ликвидация (разукомплектация);
- переоценка объектов нефинансовых активов.
Возможность изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов, числящихся в балансовом учете государственных (муниципальных) учреждений, в иных случаях (в том числе и по результатам текущего, капитального ремонта) применяемой в настоящее время методологией бухгалтерского учета не предусмотрена.
Понятие капитального ремонта автомобильных дорог раскрыто в Законе N 257-ФЗ, согласно п. 10 ст. 3 которого капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 257-ФЗ конкретные виды работ, входящие в комплекс работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, определяются Минтрансом РФ, на который законодателем возложена обязанность по установлению классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог. Во исполнение данного законоположения приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация). В частности, в п. 3 указанной Классификации приведен перечень работ, относящихся к капитальному ремонту.
Отметим, что вопросы квалификации тех или иных ремонтных работ являются техническими, а не правовыми и не бухгалтерскими. Решение этих вопросов в учреждении необходимо осуществлять с привлечением соответствующих специалистов в данной области, поэтому бухгалтер должен корректно сформулировать вопрос об отнесении произведенных работ к капитальному ремонту и адресовать его компетентным должностным лицам учреждения.
В соответствии с пп. 4 п. 3 Классификации замену знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений следует рассматривать в качестве работ, осуществляемых в ходе капитального ремонта автомобильной дороги, поэтому их стоимость не должна увеличивать первоначальную (балансовую) стоимость объекта недвижимости (автомобильной дороги), а списываться на расходы текущего финансового года.
При этом, как уже было отмечено, в целях осуществления контроля над сохранностью и состоянием объектов дорожного обустройства замену таких объектов при проведении ремонтных работ следует отразить в Инвентарной карточке (форма 0504031).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет автомобильных дорог в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Инвентаризация активов и обязательств в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Учет госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
27 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- постановление Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 666 "Об утверждении порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск";
- постановление Администрации г. Вологды от 14 августа 2012 г. N 4649 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Вологда".
*(2) Смотрите, например:
- постановление Главы администрации Липецкой области от 26 января 1998 г. N 33 "О проведении инвентаризации территориальных автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог в целях составления единых перечней автомобильных дорог Липецкой области";
- распоряжение Правительства Курской области от 28 июля 2005 г. N 423-р "О проведении инвентаризации автомобильных дорог Курской области".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним