Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.05.2016
ВОПРОС:
В г. Сочи создано обособленное подразделение бюджетного учреждения. Для подписания контрактов с единственными поставщиками на оказание коммунальных услуг руководителя подразделения планируется наделить полномочиями на заключение контрактов, передав ему печать учреждения. Правомерны ли подобные действия?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Руководитель обособленного подразделения учреждения вправе заключать контракты от имени учреждения, если такие полномочия предусмотрены выданной ему доверенностью. В целях исполнения руководителем обособленного подразделения этих полномочий ему может быть как временно передана печать учреждения, так и выдана специально изготовленная для этих целей дополнительная печать.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица, в том числе и бюджетного учреждения, вправе совершать как орган, уполномоченный на это уставом учреждения, так и лицо, полномочия которого основаны на доверенности. Из этих норм, а также из п. 1 ст. 28, ст.ст. 29 и 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) следует, что представлять интересы учреждения на основании его устава (без доверенности) может непосредственно руководитель учреждения в пределах своей компетенции. Руководитель обособленного подразделения вправе действовать от имени учреждения, в том числе подписывать контракты, акты выполненных работ, накладные на получение товара, а также платежные документы только при наличии соответствующих полномочий, которые должны быть основаны на доверенности, даже если такие полномочия основаны на указаниях, содержащихся в учредительных документах учреждения, положении об обособленном подразделении и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель подразделения (п. 129 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Обособленное подразделение учреждения не является юридическим лицом и не может выступать в качестве заказчика при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 14.01.2016 N Д28и-142). Однако Закон N 44-ФЗ не ограничивает круг лиц, которые могут от имени заказчика совершать действия, связанные с осуществлением закупки (в том числе подписывать контракт). Такие действия могут осуществляться любым лицом, имеющим соответствующие полномочия, в том числе руководителем обособленного подразделения заказчика, которому выдана доверенность на совершение сделок от имени заказчика (смотрите также материалы: Вопрос: Разъясните, имеет ли право филиал федерального государственного казенного учреждения, имеющий свой лицевой счет, выступать в качестве государственного заказчика при контрактной системе закупок? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2014 г.), постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2015 N Ф10-1149/15 по делу N А35-6020/2014).
Согласно п. 4. ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, а также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах (п. 3 ст. 4 указанного Закона). Таким образом, на печати учреждения обязательно должно присутствовать его полное наименование, соответствующее указанному в уставе.
Законодательством РФ не ограничено количество печатей, которое может иметься у некоммерческой организации, как не ограничена и возможность нанесения на печати дополнительной информации. Иными словами, законодательство допускает существование у некоммерческой организации двух и более различных печатей и не регламентирует порядок и случаи их применения. Поэтому учреждение вправе как временно передать печать учреждения руководителю обособленного подразделения (если руководитель учреждения посчитает это возможным и это не затруднит осуществление учреждением текущей деятельности), так и изготовить отдельную печать для использования ее в обособленном подразделении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

29 апреля 2016 г.

Все консультации данной рубрики