Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
30.05.2016
- В государственном бюджетном учреждении принято положение о закупке. В данном положении предусмотрен определенный способ закупки, но не урегулирована процедура ее проведения.
Чем руководствоваться в случае, если процедура проведения закупки не предусмотрена Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и положением о закупках?
Прежде всего отметим, что по общему правилу государственное бюджетное учреждение осуществляет закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15 этого Закона).
Однако в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетное учреждение может осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). При этом одним из условий осуществления закупок в порядке, установленном указанным Законом, является обязательное принятие бюджетным учреждением положения о закупке, размещенного до начала года в единой информационной системе.
Из ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с указанным Законом заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым заказчиком положением о закупке. Причем именно положение о закупке является тем правовым актом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит в том числе положения о порядке подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условиях их применения; о порядке заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Данное положение в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ подлежит обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в том случае, если в положении о закупке бюджетного учреждения указывается на какой-либо способ закупки, однако отсутствуют нормы, регулирующие порядок подготовки и проведения соответствующей процедуры закупки, условия ее применения, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки указанным способом, то этот способ не может считаться утвержденным указанным положением и, соответственно, применяться.
На это косвенно указывают и разъяснения, данные в п. 5 письма ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 "О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Данные разъяснения основаны на положениях ч.ч. 4 и 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, которые предусматривают, что при неразмещении в информационной системе в установленные законом сроки положения о закупках организациями, для которых принятие и размещение указанного положения является обязательным, эти организации осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
ФАС России, толкуя приведенные нормы, делает вывод о том, что даже если положение о закупках было принято и размещено в единой информационной системе, но в нем не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ. Поэтому указанные закупки должны осуществляться в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Данные разъяснения касаются лиц, перечисленных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, и не затрагивают напрямую бюджетные учреждения. Вместе с тем следует иметь в виду, что, как уже отмечалось выше, по общему правилу бюджетное учреждение осуществляет свои закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ и может производить их по нормам Закона N 223-ФЗ только при наличии надлежащим образом принятого и опубликованного положения о закупках.
Следовательно, отсутствие в опубликованном положении норм о порядке подготовки и проведении процедуры какого-либо способа закупки, подлежащих включению в такое положение в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, свидетельствует о том, что положение о закупке в части указанного способа закупки также должно считаться неутвержденным и неразмещенным.
Таким образом, при проведении закупки способом, процедура которого неурегулирована положением о закупке, бюджетное учреждение должно руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
12 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним