Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.06.2011
ВОПРОС:
Муниципальное бюджетное учреждение реализует продукты питания (сок, мороженое, газированную воду), а также рассаду цветов в рамках предпринимательской деятельности. В предыдущие годы выручка от продажи продукции учитывалась по коду 130 КОСГУ. С 2011 года казначейство относит данную выручку на код 440 КОСГУ (КБК 99230202045100000). Каков порядок начисления доходов с данным кодом КОСГУ в бухгалтерском учете учреждения?
ОТВЕТ:

Порядок применения кодов КОСГУ в целях учета на лицевых счетах средств, поступающих государственным (муниципальным) учреждениям при реализации товаров (готовой продукции), на протяжении последних лет неизменно становится предметом дискуссии. Ситуация принципиально не изменилась и в 2011 году.

Различные подходы к данной проблеме связаны с недостаточно внятными формулировками, используемыми разработчиками Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в этой части Указания, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, ничем не отличаются от подобных документов, применяемых в прошлые годы).

Более того, не совсем ясно, каким образом в рассматриваемой ситуации применение "доходных" кодов КОСГУ в целях учета денежных средств на лицевых счетах должно увязываться с кодами КОСГУ, применяемыми при начислении соответствующих доходов, определении финансового результата и составлении бухгалтерской отчетности. Ситуация "усугубляется" тем, что подобные вопросы специалисты финансового ведомства, как правило, комментируют не в нормативных правовых актах и официальных письмах, а в статьях и неофициальных разъяснениях.

В результате анализ практики применения норм бюджетного законодательства в различных публично-правовых образованиях показывает, что доходы от реализации товаров (готовой продукции) зачисляются различными территориальными органами Федерального казначейства (финансовыми органами) как по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ1 st, так и по коду 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ2 .

В то же время следует понимать, что подобные разночтения принципиально не влияют на порядок организации бухгалтерского учета при реализации товаров (готовой продукции) (коды КОСГУ, применяемые для учета "кассовых" поступлений по приносящей доход деятельности на лицевые счета, отражаются только в забалансовом учете бюджетного учреждения).

При этом какой-либо ответственности за применение кода доходов бюджета в порядке, который, по мнению органов финансового контроля, не в полной мере соответствует требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации, действующим законодательством, по сути, не предусмотрено.

Таким образом, независимо от того, по какому коду КОСГУ доходы от реализации товаров (готовой продукции) учтены на лицевом счете, начисление данных доходов должно быть отражено бюджетным учреждением по дебету счета 020530550 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг" и кредиту счета 040110130 "Доходы от оказания платных услуг" (то есть с применением кода 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ).

В свою очередь, реализация товаров (готовой продукции) может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения исключительно по дебету счета 040110130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" (010527440, 010537440, 010538440).

Обоснованность применения приведенного выше порядка прямо вытекает из положений п.п. 37, 150, 152 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н). При этом какие-либо альтернативные варианты учета товаров (готовой продукции) данной инструкцией не предусмотрены.

Кроме того, данные положения Инструкции N 174н, по сути, согласуются с положениями п. 54 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

А вот код КОСГУ, по которому доходы от реализации товаров (готовой продукции) учтены на лицевом счете (в рассматриваемой ситуации это код 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ), должен быть учтен бюджетным учреждением только при формировании показателей по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения"3 . Кроме того, данный код может использоваться при формировании плановых показателей по поступлениям денежных средств в бюджетное учреждение.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

-------------------------------------------------------------------------

1 Смотрите, например:
- пункт 4.4 "Порядка...", утвержденного постановлением Финансового управления Курганской области от 10.12.2008 N 9;
- "Смета доходов и расходов..." (приложение к "Порядку...", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РТ от 14.04.2009 N 430);
- "Смета доходов и расходов..." (приложение к "Порядку...", утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства Саратовской области от 28.11.2008 N 89);
- Вопрос: Бюджетное учреждение, находящееся в ведении органа местного самоуправления городского округа, осуществляет предпринимательскую деятельность, в рамках которой реализует различные товары населению. По каким кодам классификации доходов следует отразить поступление на лицевой счет учреждения по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской деятельности, доходов от реализации указанной продукции? По каким кодам бюджетной классификации следует отразить расходы по уплате налога на прибыль с указанных операций? ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 7, июль 2008 г.).

2 Смотрите, например:
- пункт 5 Отчета о работе Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы за 2009 год, утвержденного постановлением Тамбовской областной Думы от 10.03.2010 N 1732;
- пункт 12 "Порядка...", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 N 43;
- приложение N 7 к "Порядку...", утвержденному постановлением Главы Варненского муниципального района от 18.02.2009 N 98;
- пункт 2.9 "Положения..." (приложение N 1 к постановлению Главы г. Оренбурга от 06.03.2008 N 1086-п);
- "Особенности учета в подсобных хозяйствах воинских частей" (С. Гулиева, "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2008 г.).

3 Данный счет предназначен, в частности, для учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на лицевые счета автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом) (п. 365 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Все консультации данной рубрики