Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.06.2016
- В бюджетном учреждении по согласованию с представителем трудового коллектива были увеличены нормы выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Можно ли осуществить закупку данной спецодежды и СИЗ за счет бюджетных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок финансового обеспечения расходов государственных (муниципальных) учреждений в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда за счет средств бюджета устанавливается на уровне публично-правового образования.
С учетом положений действующих на территории публично-правового образования Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг нам представляется, что в случае применения учреждением увеличенных норм выдачи спецодежды и СИЗ расходы учреждения следует обеспечивать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности или экономии средств субсидии (при соблюдении определенных условий).
Обоснование вывода:
Статьями 212, 219 ТК РФ установлена обязанность работодателя по созданию безопасных условий и охраны труда работников. В частности, за счет средств работодателя обеспечивается приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Правила N 290н).
Согласно п. 5 Правил N 290н предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда*(1). При этом работодатель имеет право установить в локальном акте иные нормы, улучшенные относительно типовых норм (п. 6 Правил N 290н, ст. 221 ТК РФ).
В соответствии с п. 4 Правил N 290н приобретение спецодежды осуществляется за счет средств работодателя (т.е. не за собственный счет работников). Данная норма продиктована трудовым законодательством (ст. 221 ТК РФ) и является обязательной для всех учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в т.ч. и для бюджетных учреждений (п. 2 Правил N 290н).
Средства работодателя применительно к бюджетному учреждению включают любые средства, получение которых предусмотрено законодательством и нормативными актами, в том числе в рамках выполнения государственного (муниципального) задания и приносящей доход деятельности.
Специального порядка финансового обеспечения расходов государственных (муниципальных) учреждений в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда за счет средств бюджета публично-правового образования действующим законодательством РФ не установлено. Конкретный порядок предоставления средств из бюджета публично-правового образования в целях финансового обеспечения указанных расходов устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.
По общему правилу, если обязанность по несению учреждением определенных расходов возникает в силу закона и такие расходы носят регулярный характер, они включаются в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
При этом подход к механизму финансового обеспечения таких расходов за счет средств, предоставляемых бюджетным учреждениям из бюджета публично-правового образования, различен.
Так, например, в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание краевыми государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества краевых государственных учреждений, утвержденными приказом Министерства финансов Камчатского края и Министерства экономического развития Камчатского края от 30.12.2010 N 146/93, в случае наличия утвержденных нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях, в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания государственной услуги, указанные нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях, используются при определении нормативных затрат.
В этой связи представляется, что в случае применения учреждением увеличенных норм выдачи спецодежды и СИЗ расходы учреждения следует обеспечивать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением собственных средств и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными Приказом N 81н.
Соответственно, для того чтобы бюджетное учреждение смогло осуществить рассматриваемые расходы за счет средств от приносящей доход деятельности, оно должно предварительно отразить соответствующее направление расходов в Плане ФХД.
Также учреждение может совершить оплату спецодежды и СИЗ по увеличенным нормам за счет экономии средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, но в этом случае следует подготовить документальное подтверждение наличия экономии средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания текущего периода на момент осуществления расходов, а также подтвердить направленность осуществленных расходов на обеспечение выполнения задания учредителя.
Дело в том, что расходование средств субсидии, предоставляемой бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, на цели, не связанные с выполнением государственного задания, рискованно и может быть квалифицировано контролирующими органами как нецелевое использование таких средств*(2).
К сведению:
Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, входит в перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 2, 3 "Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников...", утвержденных приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н)). Порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер регламентируют Правила N 580н (смотрите также письмо Фонда социального страхования РФ от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 "О финансовом обеспечении предупредительных мер", материал Энциклопедии решений "Осуществление госучреждениями за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма").
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов;
- Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение госзадания;
- Энциклопедия решений. Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года;
- Энциклопедия решений. Осуществление госучреждениями за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
13 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Специальная оценка условий труда регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
*(2) Смотрите, в частности:
- решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18.06.2015 по делу N 12-34/2015;
- решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14.10.2015 по делу N 12-1140/2015;
- решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 08.10.2015 по делу N 12-229/2015.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним