Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
03.06.2016
- ООО указало в заявке предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера следующие товары:
- продукция мясная пищевая прочая (10.13.15.190);
- продукты готовые из рыбы прочие, не включенные в другие группировки (10.20.25.190).
При наступлении чрезвычайной ситуации ООО указало в заявке:
- продукция мясная пищевая прочая (10.13.15.190);
- продукты готовые из рыбы прочие, не включенные в другие группировки (10.20.25.190);
- посуда столовая и кухонная, прочие предметы домашнего обихода и предметы туалета пластмассовые (22.29.23).
Может ли участник закупок, включенный заказчиком в перечень поставщиков, составленный по результатам предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в случае наступления чрезвычайной ситуации поставить товар, который он не указал в своей заявке при проведении предварительного отбора, но включенный в Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 17.12.2015 N 2590-р)?
Будет ли нарушением приобретение заказчиком товара (в данном случае - посуда) в ситуации, когда в перечне поставщиков отсутствует информация о поставщиках, способных поставить один из необходимых к закупке товаров (в запросе о предоставлении котировок, направленном участникам закупки, будут указаны все необходимые заказчику товары)?
К сожалению, мы не можем дать однозначный ответ на Ваш вопрос, поскольку он напрямую не урегулирован законом, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы его, нам обнаружить не удалось. Поясним подробнее.
Как верно указано в вопросе, согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе закупить путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - "чрезвычайный" запрос котировок) товары, работы, услуги, включенные в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р (далее - Перечень). Все указанные в запросе товары включены в Перечень, следовательно, закупить их указанным способом правомерно.
"Чрезвычайный" запрос котировок проводится среди поставщиков, подрядчиков, исполнителей, включенных в соответствующий перечень, составленный по результатам проводимого заблаговременно предварительного отбора (далее - перечень поставщиков) (ч. 1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ). Как указано в ч. 6 ст. 81 Закона N 44-ФЗ, перечень поставщиков составляется в соответствии с видами товаров, работ, услуг, соответственно, поставки, выполнение, оказание которых могут осуществить эти участники.
При этом согласно ч. 2 ст. 82 Закона N 44-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации заказчик направляет запрос о предоставлении котировок всем участникам закупок, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с перечнем поставщиков. В силу ч. 4 ст. 82, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в запросе о предоставлении котировок должно содержаться наименование и описание предмета закупки в целом, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта (смотрите также ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Ни данные нормы, ни какие-либо иные нормы Закона N 44-ФЗ не содержат прямых указаний, что запрос о предоставлении котировок может содержать указания о товарах, работах, услугах какого-либо одного из видов, в соответствии с которыми составляется перечень поставщиков. Равным образом Закон N 44-ФЗ не содержит указаний, что такой запрос направляется только тем участникам, которые могут поставить, выполнить, оказать те товары, работы, услуги, которые содержатся в нем, в соответствии с перечнем поставщиков. Иными словами, из Закона N 44-ФЗ прямо не следует, что "чрезвычайный" запрос котировок должен проводиться по видам товаров, работ, услуг, в соответствии с которыми составлен перечень поставщиков.
Соответственно, если заказчик направит участникам закупки, включенным в перечень поставщиков, запросы о предоставлении котировок, включающие информацию о необходимости приобретения заказчиком не только тех товаров (работ, услуг), которые они могут поставить (выполнить, оказать) согласно перечню поставщиков, но и иных товаров (работ, услуг), включенных в Перечень, формального нарушения закона не произойдет.
Как следует из ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ заявки на участие в "чрезвычайном" запросе котировок подаются в ответ на запрос о предоставлении котировок. При этом из ч. 4 ст. 82 Закона N 44-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ с одной стороны и п. 1 ч. 3 ст. 73, ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ с другой стороны следует, что заявка должна соответствовать именно запросу о предоставлении котировок. Положений, обязывающих заказчика проверять товары, предложенные к поставке в заявке, на соответствие сведениям из перечня поставщиков и признавать заявку несоответствующей на основании наличия в ней предложения о поставке товара, не указанного в перечне поставщиков, нормы ст. 82 Закона N 44-ФЗ не содержат.
В то же время нельзя исключать возможности предъявления претензий со стороны контролирующих органов, которые могут квалифицировать такую ситуацию, например, как запрещенное ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) ограничение конкуренции между участниками запроса котировок путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом запроса котировок. Также возможна квалификация таких действий как тех, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, запрет на совершение которых установлен ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, перечень которых, данный в ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим. В этой связи отметим, что Федеральная антимонопольная служба в принципе отрицательно относится к "укрупнению лотов" (объединение множества разных категорий однородных товаров (работ, услуг), требование об их поставке (выполнении, оказании) во множестве разных мест и т.п.), считая, что, даже когда такие действия не подпадают под ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, они ограничивают число участников (смотрите, например, размещенные на официальном сайте ФАС России (http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30484.html) Методические рекомендации, касающиеся закупок детского питания, решение Комиссии ФАС России от 25.11.2015 N К-1611/15, постановление УФАС по Республике Татарстан от 03.05.2011 N А04-306/2011, решение УФАС по Республике Татарстан от 27.01.2011 N 014-гз/2011, решение Комиссии УФАС по Челябинской области от 12.01.2016 N 6-ВП/2016 и т.п.). Имеются примеры, и когда эту позицию поддерживают суды (смотрите, например, постановление Шестнадцатого ААС от 25.08.2015 N 16АП-2847/15, постановление Девятого ААС от 27.04.2016 N 09АП-12371/16, постановление АС Северо-Кавказского округа от 01.12.2015 N Ф08-7979/15).
Тем не менее, поскольку и наличие либо отсутствие технологической и функциональной взаимосвязи, и "укрупнение лота" являются категориями оценочными, заказчик в принципе может доказать обоснованность своих действий, например, характером своих потребностей (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 29.03.2016 N 11АП-2440/16, постановление Пятнадцатого ААС от 11.12.2015 N 15АП-19755/15, постановление АС Центрального округа от 15.03.2016 N Ф10-205/16). Таким образом, в случае возникновения конфликта по данному вопросу с контролирующими органами его решение будет зависеть от обстоятельств конкретного дела и судебного усмотрения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
11 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним