Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

02.12.2011
ВОПРОС:
ООО (производитель) реализовало конвейер юридическому лицу по договору поставки. Гарантия на конвейер - 12 месяцев, информация о гарантийном сроке указана в паспорте. В ходе эксплуатации вышел из строя мотор. ООО заменило его по гарантии.
Какие документы необходимы организации для списания стоимости мотора в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. К поставке товаров согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ применяются общие положения о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами о договоре поставки.
Статья 469 ГК РФ устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве - передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В случае поставки товара ненадлежащего качества покупатель вправе, согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ, предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, устанавливающей последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, покупатель вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок (п. 1 ст. 475 ГК). Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Гарантийным является ремонт, осуществляемый налогоплательщиком в период гарантийного срока (то есть срока, в течение которого качество товара и сам товар должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 469, ст. 470 ГК РФ). Гарантийное обслуживание - это услуги, которые оказываются покупателю товара по техническому и иному обслуживанию товара в период гарантийного срока.
Таким образом, если в договоре поставки на товар установлен гарантийный срок, то обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (осуществлению гарантийного ремонта) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую на основании договора с ним функции изготовителя (продавца). Договор на выполнение гарантийного ремонта между покупателем и исполнителем в данном случае не заключается.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Эти же документы используются для ведения налогового учета в целях налогообложения прибыли (ст. 313 НК РФ). В свою очередь, п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указывает, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены либо по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо (при отсутствии унифицированной) по самостоятельно разработанной форме, содержащей обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Унифицированного перечня документов, которые подтверждают расходы по гарантийному ремонту, в настоящее время не существует. Мы полагаем, что документами, подтверждающими расходы организации на проведение гарантийного ремонта, в частности, являются:
- договор поставки, в котором указывается обязанность поставщика по проведению гарантийного ремонта;
- письменное требование покупателя (например, претензия) об устранении выявленных недостатков;
- дефектная ведомость, в которой продавцом указываются перечень выявленных дефектов объекта и меры для их устранения. Унифицированной формы дефектной ведомости не существует, поэтому она составляется в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов (перечень обязательных реквизитов указан в ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
- паспорт (копия), в котором указан гарантийный срок и который будет выступать в роли заявки потребителя на услугу по гарантийному ремонту;
- акт сдачи-приемки работ. Акт должен быть подписан как продавцом, так и покупателем, который обратился за устранением неисправности, данный документы подтверждает, что гарантийный ремонт был проведен.
- требование-накладная по форме N М-11, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Указанный документ необходим для получения запасных частей (мотора) со склада и передачи лицу, который непосредственно будет осуществлять ремонт.
На основании перечисленных документов стоимость запасных частей (мотора), использованных при выполнении гарантийных ремонтных работ, списывается в состав расходов организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

18 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики