Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

07.06.2016
ВОПРОС:
От контрагента поступило письмо с просьбой продублировать акты выполненных работ за 2014 год. В 2015 году согласно законодательству изменилась форма собственности с ОАО на ПАО. Печать ОАО отсутствует. У организации имеются вторые экземпляры актов выполненных работ, необходимых контрагенту. Каким образом необходимо продублировать акты контрагенту?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что указанное в вопросе изменение наименования юридического лица связано не с изменением формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ), а с введением в гражданское законодательство новой классификации юридических лиц и с сопряженным с этим изменением наименования организационно-правовых форм некоторых из них.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) Гражданский кодекс РФ был дополнен статьей 66.3, установившей деление всех хозяйственных обществ на публичные и непубличные.
В частности, согласно п. 1 этой статьи публичными были признаны акционерные общества, акции которых и ценные бумаги которых, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Также было установлено, что правила о публичных обществах применяются к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Акционерные же общества, не отвечающие указанным признакам, а также общества с ограниченной ответственностью были отнесены к непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). При этом прежнее деление акционерных обществ на открытые и закрытые было упразднено (пп. "ч" п. 24 ст. 1 Закона N 99-ФЗ).
Уже созданным на момент вступления в силу указанных изменений открытым и закрытым акционерным обществам было предписано привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми положениями ГК РФ при первом изменении их уставов (п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Однако, принимая во внимание, что изменение наименования или типа акционерного общества не является его реорганизацией (п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах") и, следовательно, не влечет за собой создание нового юридического лица, такие общества были освобождены от необходимости вносить изменения в части своего наименования в правоустанавливающие и любые другие документы, содержащие его прежнее наименование, за исключением устава (п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае, при наличии у организации экземпляров актов выполненных работ за 2014 год, ей нет необходимости переоформлять их с указанием своего нового наименования. Копии указанных актов могут быть представлены контрагенту в изначальном виде.
Законодательство также не содержит положений относительно того, как должны оформляться указанные копии, в том числе не устанавливает обязательного требования о простановке на них печати организации.
Более того, следует иметь в виду, что с 6 апреля 2015 года отменена обязанность хозяйственных обществ, в том числе и акционерных, иметь печать, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 2, 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ"). В настоящее время акционерное общество вправе использовать печать при наличии указания об этом в уставе общества (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Таким образом, при отсутствии в законе прямого указания о том, что акционерное общество должно использовать печать, оно самостоятельно решает вопрос о ее наличии у общества, а также самостоятельно определяет правила ее использования.
Если же вопросы использования печати обществом, в том числе и вопрос о ее простановке на копиях документов, выдаваемых таким обществом, не урегулированы его внутренними документами, то, исходя из сложившейся практики, полагаем, что копии актов приема-передачи выполненных работ могут быть заверены подписью руководителя общества или иного уполномоченного действовать от его имени лица, а также печатью общества, имеющейся у него на данный момент.
При этом факт изменения наименования общества по сравнению с тем, как оно было указано в документе, копия которого заверяется, может быть подтвержден представлением контрагенту копии Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме, установленной приложением N 2 к приказу ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@, выданного обществу при внесении в указанный реестр изменений наименования его организационно-правовой формы (смотрите также п. 3 письма ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

19 мая 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики