Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
07.06.2016
- Статья 73 Бюджетного кодекса РФ гласит, что получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов.
Какие закупки подпадают под данные закупки? Обязан ли получатель бюджетных средств вести такой реестр, если он осуществляет все свои закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем заключения государственных контрактов и договоров, которые в силу указанного закона являются государственными контрактами?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В реестр, предусмотренный ст. 73 Бюджетного кодекса РФ, целесообразно включать не только договоры, не подпадающие под действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но и те договоры (контракты), заключаемые в соответствии с этим Законом, информация о которых не передается в реестр контрактов.
Обоснование позиции:
Действительно, ст. 73 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обязывает получателей бюджетных средств вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. И действительно, из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) следует, что под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, любой договор, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого Закона, именуется контрактом.
Формально из сказанного следует, что в реестр контрактов, обязанность ведения которого возложена на получателей бюджетных средств ст. 73 БК РФ, не включается информация о любых контрактах, гражданско-правовых договорах, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 этого Закона.
Однако должны заметить, что законодательство не содержит норм, указывавших бы на то, что в ст. 73 БК термины "государственные или муниципальные контракты", "контракты" употреблены в том же значении и смысле, что и в Законе N 44-ФЗ. Сам Закон N 44-ФЗ основан на положениях, в том числе, Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), однако понятие "контракт", как и ряд других понятий, определено ст. 3 Закона N 44-ФЗ именно для целей данного Закона.
Более того, есть основания полагать, что для целей учета бюджетных обязательств термин "контракт" употребляется, по всей видимости, в ином значении. Так, в п. 7 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - Порядок), утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, для целей постановки на учет бюджетных обязательств различают обязательства, возникающие из контрактов (абзацы первый, второй пп. "а" п. 7 Порядка), с одной стороны, и обязательства, возникающие из договоров, оформление в письменной форме по которым законодательством РФ не требуется, а также договоров, расчет по которым в соответствии с законодательством РФ осуществляется наличными деньгами, если получателем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство не направлены информация и документы по указанному договору для их включения в реестр контрактов" (абзацы четвертый, пятый пп. "б" п. 7 Порядка) - с другой. Отсюда можно сделать вывод, что для целей учета бюджетных обязательств договоры, которые заключаются в устной форме, а также расчеты по которым ведутся в наличной форме и информация о которых не передается в реестр контрактов, в качестве контрактов не рассматриваются.
Разумеется, что в отсутствие однозначных указаний о значении понятий, употребляемых в разных нормативных актах, решение вопроса о том, какие договоры должны быть включены в реестр закупок, указанный в ст. 73 БК РФ, зависит от толкования терминов "контракт" и "договор" применительно к ст. 73 БК РФ на практике.
В связи с вышесказанным отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ не подлежат включению в реестр контрактов, заключенных заказчиком, контракты, заключаемые в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 этого Закона. Те же пункты, за исключением п. 42, перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ среди категорий контрактов, которые могут быть заключены в любой форме, то есть среди контрактов, в отношении которых не обязательно заключение в форме подписания единого документа.
Таким образом, можно выделить категории контрактов, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ, могут заключаться в устной форме и расчеты по которым могут осуществляться наличными, то есть с точки зрения Порядка контрактами не являющиеся.
Отметим, что представления при проверке перечня всех контрактов и отдельно - перечня закупок (размещения заказов) без заключения контрактов требовали нормы пп. "ж" п. 3.4 Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, направленных ФАС России письмом N АЦ/8325 от 25.05.2007. Там же указывалось на необходимость предупреждения об ответственности руководителя проверяемой организации в случае выявления фактов закупки, не вошедших в отдельный реестр. Данные рекомендации были изданы в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако не признаны недействительными до настоящего времени. Иными словами, заказчику в любом случае целесообразно иметь перечень всех контрактов, в том числе не включенных в реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Это некоторым образом увязывает указания ст. 73 БК РФ и Порядка.
Поэтому полагаем, что в реестр, предусмотренный ст. 73 БК РФ, должны вноситься все те договоры, которые не включены в реестр контрактов, составляемый в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Изложенное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений, а также материалов судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
18 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним