Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.06.2016
ВОПРОС:
Подотчетное лицо составило авансовый отчет и приложило к нему товарный чек, где в графе "наименование товара" написано всего лишь одно слово "канцтовары". Наименования купленных товаров (расшифровки) нет ни в товарном, ни в кассовом чеках, приложенных к авансовому отчету. Никаких иных документов в подтверждение покупки не представлено.
Имеет ли право бухгалтер госучреждения принять такой авансовый отчет к учёту?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указание в приложенном к авансовому отчету товарном чеке формулировки "канцтовары" не позволяет установить конкретный перечень приобретенных подотчетным лицом материальных ценностей, их количество, стоимость каждой единицы товара и осуществить в дальнейшем их количественно-суммовой учет. Такие документы признают оформленными с нарушениями требований закона и не могут быть приняты к учету.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 216 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается в учете госучреждения на основании:
- Авансового отчета (форма 0504505), утвержденного в установленном порядке;
- прилагаемых к отчету документов, подтверждающих произведенные расходы.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 7 Инструкция N 157н).
Первичные учетные документы, принимаемые к учету госучреждением, должны оформляться с обязательным применением унифицированных форм и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (данное требование также "продублировано" в п. 7 Инструкции N 157н).
Документы, прилагаемые подотчетными лицами к Авансовым отчетам (ф. 0504505), должны подтверждать:
1) получение конкретного имущества, оказание (выполнение) определенных услуг (работ);
2) факт оплаты стоимости имущества (услуг, работ).
Например, в качестве документов, подтверждающих факт получения подотчетным лицом материальных ценностей, могут предоставляться:
- товарные чеки магазинов розничной торговли;
- накладные на отпуск товаров;
- торгово-закупочные акты (при покупке материальных ценностей у физических лиц).
Именно на основании подобных документов к балансовому учету могут приниматься материальные запасы, а в отношении основных средств составляются Акты о приеме-передаче.
Указание в приложенном к авансовому отчету товарном чеке формулировки "канцтовары" без расшифровки приобретенных материальных ценностей, их количества и стоимости не позволяет установить конкретный перечень приобретенных подотчетным лицом материальных ценностей, их количество, стоимость каждой единицы товара и осуществить в дальнейшем их количественно-суммовой учет в соответствии с п. 101 Инструкции N 157н.
По мнению судей, если в документах отсутствуют сведения и реквизиты, необходимые для идентификации лиц, подписавших чеки, или наименование купленных товаров указано нечетко (например, хозяйственные расходы, канцелярские товары, бытовая химия, стройматериалы, расходы, детские новогодние подарки), отсутствует дата составления документов, не заполнены графы "количество", "цена товара", отсутствует подпись продавца, то такие документы признаются оформленными с нарушениями требований закона и не принимаются к учету (определение Верховного Суда РФ от 09.03.2016 N 302-КГ16-450).
Заметим, что нормативными актами отдельных публично-правовых образований предусматриваются требования к первичным учетным документам при покупках за наличный расчет (в том числе обязательное указание в товарном (кассовом) чеке наименования товара, его количества, цены и общей стоимости)*(1) с указанием на недопустимость формулировок типа "канцтовары", "хозтовары" и т.п. без расшифровок по видам, количеству, цене и стоимости каждого вида товара*(2).
В свою очередь, органы финансового контроля на протяжении ряда лет квалифицируют принятие к учету приобретенных материальных ценностей при отсутствии расшифровки купленных товаров, а также с указанием формулировок "канцтовары", "хозтовары", "запчасти" в качестве нарушения*(3).

К сведению:
Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).
В договоре купли-продажи должны быть отражены все существенные условия, иначе договор будет считаться незаключенным. Незаключенный договор не влечет правовых последствий и не порождает для сторон прав и обязанностей.
Существенными условиями договора купли-продажи является, в частности, условие о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ), которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Оформление первичных документов в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Форма контрактов (договоров), заключаемых казенными учреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

16 мая 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, постановление Избирательной комиссии Ставропольского края от 25.07.2014 N 126/1240-5 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с финансовым обеспечением деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Губернатора Ставропольского края".
*(2) Смотрите, например:
- распоряжение Мэра г. Новошахтинска Ростовской области от 15 мая 2009 г. N 464 "Об утверждении Положения об учетной политике
Администрации города Новошахтинска";
- постановление Администрации Уборкинского сельского поселения Чугуевского муниципального района Приморского края от 12 марта 2010 г. N 20 "Об утверждении Положения об учетной политике".
*(3) Смотрите, например:
- решение Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 26 декабря 2012 г. N 123 "Об отчете Контрольно-счетной палаты города Белокурихи Алтайского края о работе за 2011 год";
- решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27 мая 2011 г. N 577 "Об отчете председателя Контрольно-ревизионной комиссии Совета депутатов Старооскольского городского округа о работе Контрольно-ревизионной комиссии за 2010 год";
- решение Тенькинского районного Собрания представителей Магаданской области от 29 апреля 2014 г. N 31 "Об утверждении Отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тенькинский район Магаданской области за 2013 год";
- Отчет контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы о результатах проверки достоверности бюджетной отчетности администрации муниципального образования "Город Саратов" от 2 апреля 2012 г.

Все консультации данной рубрики