Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

09.06.2016
ВОПРОС:
Издательство (СМИ) издает журнал, который является еженедельным периодическим информационно-рекламным изданием. В журнале размещается текст объявлений рекламного характера о продаже недвижимого имущества. Организация (ООО) применяет общий режим налогообложения и не является плательщиком ЕНВД. Организация осуществляет деятельность на территории г. Москвы, на территории субъекта не применяется ЕНВД, вид деятельности по ОКВЭД - 22.13 (издание журналов и периодических публикаций).
Вправе ли организация при приеме объявлений от физических лиц (оказание услуг населению) при осуществлении расчетов не применять контрольно-кассовую технику, а использовать бланки строгой отчетности?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении расчетов за указанные в вопросе услуги организация вправе применять бланки строгой отчетности.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее также - БСО).
В силу п. 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359) в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам, которые предназначены для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, оформляются на БСО.
Как подчеркивал в ряде своих разъяснений Минфин России, принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, следует определять на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (смотрите, например, письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-01-15/9263, от 19.07.2012 N 03-11-11/212, от 10.07.2009 N 03-01-15/6-319, от 26.01.2009 N 03-01-15/1-27).
Согласно ОКУН в услуги населению входят в том числе услуги в области рекламы (код 806000).
ОКУН не детализирует понятие услуг в области рекламы. Однако в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Как следует из части 3 ст. 10, ст. 16 того же Закона, размещение рекламы может осуществляться в том числе в периодических печатных изданиях.
С точки зрения гражданского законодательства договор, предметом которого является платное размещение объявлений рекламного характера в средствах массовой информации, может быть квалифицирован как договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ, постановления АС Северо-Западного округа от 07.12.2015 N Ф07-2113/15, ФАС Уральского округа от 10.10.2006 N Ф09-8934/06-С6 и от 22.03.2006 N Ф09-1855/06-С4). То есть размещение рекламных объявлений в периодическом печатном издании является услугой, оказываемой рекламораспространителем. Поэтому, на наш взгляд, прием таких объявлений от граждан может быть охарактеризован как услуга в области рекламы.
Таким образом, организация, оказывающая населению услуги по приему рекламных объявлений в периодическом печатном издании, вправе использовать БСО при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в связи с оказанием таких услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

18 мая 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики