Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

14.06.2016
ВОПРОС:
Между негосударственным аккредитованным частным образовательным учреждением высшего профессионального образования и сотрудником организации в 2012 году был заключен трехсторонний договор на оказание платных образовательных услуг (учреждение оказывает образовательные услуги, сотрудник получает образовательные услуги, а организация оплачивает эти услуги). С 27.12.2013 действие лицензии в части осуществления образовательной деятельности было прекращено. Однако организация об этом не знала и оплатила обучение сотрудника за второе полугодие 2013 года и первое полугодие 2014 года. После того, как стало известно о прекращении действия лицензии, сотрудник перевелся в другое учебное заведение. При зачислении в другое учебное заведение сотруднику были зачтены все дисциплины, сданные в учреждении. Организация хочет взыскать с образовательного учреждения денежные средства, оплаченные за обучение в период, когда не было лицензии.
Правомерно ли требование возврата денежных средств?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе требовать возврата платы за обучение сотрудника, внесенной за период, когда образовательные услуги не оказывались в связи с прекращением образовательных отношений.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
В силу п. 2 ст. 779 ГК РФ к договорам оказания услуг по обучению применяются правила главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Кроме того, к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения ГК РФ об обязательствах и о договоре (раздел III части первой этого кодекса).
Пунктом 1 ст. 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают в том числе из договоров (п. 2 той же статьи). Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (п. 2 ст. 308 ГК РФ).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из п. 1 ст. 779 ГК РФ, п. 17 ст. 2, ч. 2 ст. 54 Закона N 273-ФЗ, п.п. 2, 12 Правил оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706), по договору об оказании платных образовательных услуг образовательная организация (исполнитель) обязуется оказать заказчику или иному лицу (обучающемуся) образовательные услуги (осуществить деятельность по реализации образовательных программ), а заказчик обязуется оплатить такие услуги.
Из положений ст.ст. 450, 450.1 ГК РФ следует, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или путем одностороннего отказа от договора (от его исполнения), заявленного стороной, которой право на такой отказ предоставлено законом, иными правовыми актами или договором.
Пункт 4 ст. 453 ГК РФ предусматривает, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Рассматривая вопросы применения этой нормы, Пленум ВАС РФ в п. 4 постановления от 06.06.2014 N 35 указал, что при отсутствии соглашения сторон об ином положение п. 4 ст. 453 ГК РФ подлежит применению лишь в случаях, когда встречные имущественные предоставления по расторгнутому впоследствии договору к моменту расторжения осуществлены надлежащим образом либо при делимости предмета обязательства размеры произведенных сторонами имущественных предоставлений эквивалентны (например, размер уплаченных авансовых платежей соответствует предусмотренной в договоре стоимости оказанных услуг или поставленных товаров, такие услуги и товары сохраняют интерес для получателя сами по себе и т.п.), а потому интересы сторон договора не нарушены.
Хотя эта правовая позиция выработана для применения арбитражными судами, она, как мы полагаем, имеет значение и в спорах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, поскольку правила части первой ГК РФ (в том числе ст. 423 этого кодекса, содержащая презумпцию возмездности договора) регулируют отношения, в том числе не связанные с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 273-ФЗ в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.
Основания прекращения образовательных отношений определены ст. 61 Закона N 273-ФЗ. Согласно ч. 2 этой статьи образовательные отношения могут быть прекращены досрочно, в частности, по инициативе обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Частью 4 ст. 61 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Применение правил ст. 61 Закона N 273-ФЗ не поставлено в зависимость от того, вызвано ли отчисление из образовательной организации прекращением лицензируемой деятельности (аннулированием лицензии, лишением такой организации государственной аккредитации и т.д.). Следовательно, и в случае прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности договор об оказании платных образовательных услуг считается расторгнутым с момента отчисления обучающегося из образовательной организации.
С учетом вышеизложенного, в частности, принимая во внимание положения п. 1 ст. 307, ст. 309, п. 4 ст. 453, п. 1 ст. 781 ГК РФ, можно прийти к выводу о том, что в связи с расторжением договора на оказание платных образовательных услуг независимо от оснований такого расторжения заказчик обязан оплатить услуги, надлежащим образом оказанные ему (или обучающемуся, в пользу которого заключен договор) до момента расторжения договора.
Поэтому мы полагаем, что в настоящей ситуации заказчик вправе потребовать возврата платы за обучение пропорционально стоимости оплаченных им образовательных услуг, которые не были оказаны обучающемуся на момент его отчисления из образовательной организации. Плата, пропорциональная объему услуг, фактически оказанных на момент расторжения договора, возврату не подлежит (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25.11.2015 по делу N 33-8148/2015, определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.03.2013 N 33-3878).
Однако определение момента, когда фактически прекратилось оказание образовательных услуг и, следовательно, исполнитель утратил право на получение оплаты стоимости таких услуг, в рассматриваемом случае зависит от конкретных обстоятельств, окончательную оценку которым в спорной ситуации может дать только суд.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

27 мая 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики