Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.12.2011
ВОПРОС:
По какой подстатье КОСГУ учреждению следует отражать расходы по приобретению пластиковых окон: с установкой в рамках одного договора; без установки (установка по отдельному договору)?
ОТВЕТ:

Согласно положениям п.п. 99, 117 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, готовые к установке строительные конструкции и детали (в том числе и пластиковые окна) относятся к строительным материалам, которые, в свою очередь, относятся к материальным запасам. При этом расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания N 190н), за счет ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Таким образом, во всех случаях приобретения пластиковых окон (как с установкой, так и без нее) учреждением обоснованно может применяться ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Однако такой вывод полностью справедлив только для случая, когда учреждением с контрагентом заключен договор поставки. Дело в том, что ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 оформляется товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.
В том случае, если обязанность контрагента по осуществлению работ по установке окон будет предусмотрена смешанным договором, а выполнение работ будет подтверждаться отдельным актом, либо на установку окон будет заключен отдельный договор, речь уже следует вести о выполнении подрядчиком работ для учреждения.
Расходы по оплате работ (услуг) согласно Указаниям N 190н относятся на ст. 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ. При этом немаловажным основанием для отнесения данных расходов на конкретную подстатью ст. 220 КОСГУ являются формулировки, применяемые в договоре.
Так, наличие в тексте договора слов "установка" ("монтаж") указывает на необходимость применения подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ*(1).
Если же заключенные договоры (контракты) будут указывать на то, что работы осуществляются с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта (например, здания), его ремонтом (выражающимся, например, в замене непригодных к дальнейшей эксплуатации окон), расходы могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ*(2).
Как видим, в рассматриваемой ситуации порядок применения бюджетной классификации в большей степени зависит не от объективных факторов, определяющих экономическое содержание конкретных хозяйственных операций, а от формулировок, используемых при составлении контрактов и первичных документов. В связи с этим напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Вместе с тем, во избежание каких-либо разногласий с органами финансового контроля, должностным лицам учреждения желательно избегать при составлении (согласовании содержания) договоров, счетов, актов, накладных и иных документов формулировок, не позволяющих четко определить расходные статьи (подстатьи) КОСГУ. Для решения подобной задачи необходимо наладить соответствующее взаимодействие с поставщиками и подрядчиками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

18 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, на данную подстатью относятся расходы на выполнение монтажных работ.
*(2) К работам по ремонту, в частности, относится и замена (установка) окон. Смотрите:
- письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383;
- раздел 6 приложения 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

 

Все консультации данной рубрики