Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

21.06.2016
ВОПРОС:
Муниципальное автономное учреждение намерено заниматься приносящей доход деятельностью, реализуя продукты в буфете, расположенном в здании физкультурного центра, где будет торговать чаем, кофе, шоколадом, хлебобулочными изделиями.
Обязательно ли вносить изменения в устав учреждения с указанием определенных кодов ОКВЭД в целях осуществления указанной деятельности?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Осуществляемая автономным учреждением деятельность должна быть указана в его уставе. Однако законодательство не требует, чтобы наименования конкретных перечисленных в уставе автономного учреждения видов деятельности, которые оно вправе осуществлять, соответствовали формулировкам, использованным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности или каких-либо иных классификаторах, и сопровождались указанием каких-либо кодов.

Обоснование вывода:
Автономное учреждение обладает специальной правоспособностью, то есть может осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно направлены на достижение целей, для которых оно создано, или способствующие достижению этих целей, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ч.ч. 1, 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Однако ни одним нормативным актом не предусмотрено, что в учредительных документах юридического лица (в том числе автономного учреждения) виды деятельности, которые могут осуществляться этим лицом, должны указываться в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД или каком-либо ином классификаторе, равно как с указанием конкретных кодов ОКВЭД (иных классификаторов)*(1). Арбитражные суды неоднократно указывали, что ОКВЭД предназначен исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010). Соответственно, указывать в уставе учреждения виды деятельности, которые вправе осуществлять такое учреждение в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД с указанием конкретных кодов, не нужно (смотрите, например, решение Нижегородского областного суда от 29.10.2010 N 7-695/2010).
Не предусматривают нормативные акты и каких-либо требований к степени детализации видов деятельности, отражаемых в уставе. В этом смысле ничему не противоречит указание в уставе учреждения на то, что оно вправе осуществлять, например, розничную торговлю или оказывать услуги общественного питания, тогда как в действительности осуществляемая учреждением деятельность будет затрагивать лишь часть услуг, составляющих данную деятельность. Более того, как нам представляется, указание в уставе учреждения кодов ОКВЭД и излишняя детализация видов деятельности, перечисленных в уставе, нецелесообразна уже по той причине, что может потребовать систематического внесения изменений в устав. Если в уставе учреждения соответствующие виды деятельности не указаны, в него следует внести соответствующие изменения. При их разработке наименования соответствующих видов деятельности, равно как и степень детализации этих видов, определяется исключительно органом, осуществляющим полномочия учредителя. Несовпадение использованных в уставе формулировок с положениями ОКВЭД, равно как и отражение в уставе обобщенных, а не конкретных наименований видов деятельности (таких, например, как "деятельность гостиниц и ресторанов" вместо "деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания"), не может рассматриваться как нарушение. Разумеется, при этом необходимо, чтобы указанные в уставе виды деятельности соответствовали целям, ради которых создано учреждение. Представляя же в регистрирующий орган сведения о кодах ОКВЭД для их включения в ЕГРЮЛ, учреждение должно будет самостоятельно определить, какой код ОКВЭД соответствует тому или иному фактически осуществляемому им виду деятельности.
Коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности отнесены к сведениям о юридическом лице, включаемым в ЕГРЮЛ, поэтому при начале осуществления нового вида деятельности автономное учреждение обязано представить в регистрирующий орган необходимую информацию (пп. "п" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), а именно представить в течение 3 рабочих дней в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное руководителем учреждения заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом N ММВ-7-6/25@ (помимо титульного листа и листа Р, заполняется лист Н заявления). Как показывает правоприменительная практика, несоответствие кодов ОКВЭД, указанных в заявлении, видам деятельности, предусмотренным в уставе учреждения, может явиться основанием для отказа в государственной регистрации (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 15.05.2013 по делу N 33-1905/2013).
В заключение напомним, что вопросы, связанные с определением кодов по общероссийским классификаторам, соответствующих тому или иному виду деятельности, являются не правовыми, а техническими и в связи с этим не относятся к тематикам, в рамках которых осуществляется консультирование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

3 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что в настоящее время действуют следующие классификаторы:
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), введенный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст.
Указанные классификаторы утрачивают силу с 1 января 2017 года. Вместо них будет применяться Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), введенный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Все консультации данной рубрики