Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

29.06.2016
ВОПРОС:
Организация, применяющая ЕНВД и общую систему налогообложения, проводила акцию, направленную на борьбу с курением (в день борьбы с курением неопределенному кругу лиц предлагали обменивать сигарету на аскорбиновую кислоту).
В составе каких расходов в бухгалтерском учете следует отразить затраты на проведение данной акции?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации расходы, связанные с проведением акции, направленной на борьбу с курением, признаются прочими расходами и отражаются на счете 91, субсчет "Прочие расходы".

Обоснование вывода:
В силу части 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет обязаны вести все организации независимо от режима налогообложения.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Пункт 4 ПБУ 10/99 предусматривает, что расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Причем для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров, согласно Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), предназначен счет 44 "Расходы на продажу".
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 могут быть отражены в том числе расходы на рекламу.
Понятие рекламы дано в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-03-06/1-34, от 13.07.2011 N 03-03-06/1/420, от 04.08.2010 N 03-03-06/1/520, ФНС России от 05.09.2011 N ЕД-4-3/14401@).
Следовательно, квалифицирующими признаками рекламы являются следующие: информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (письмо ФНС России от 15.07.2011 N ЕД-4-3/11460@).
Понятие неопределенного круга лиц поясняется в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Как следует из норм Закона N 38-ФЗ, реклама может осуществляться и в виде раздачи образцов лекарственных препаратов (за исключением лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (часть 10 ст. 24 Закона N 38-ФЗ)).
Следовательно, исходя из норм Закона N 38-ФЗ расходы на раздачу образцов лекарственных препаратов неопределенному кругу лиц могут признаваться расходами на рекламу и учитываться в составе расходов от обычных видов деятельности на счете 44 "Издержки обращения".
Однако в данной ситуации лекарственные препараты раздавались не просто неопределенному кругу лиц, а обменивались на сигареты в день борьбы с курением.
На наш взгляд, такая акция в большей мере соответствует понятию социальная реклама.
Согласно части 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В свою очередь, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ)).
При этом благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан (п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).
Следовательно, в рассматриваемом случае произведенные организацией затраты можно рассматривать как расходы на благотворительную деятельность.
В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий относятся к прочим расходам.
Инструкцией по применению Плана счетов прочие расходы учитываются на субсчете 91-2 "Прочие расходы".
Таким образом, в сложившейся ситуации расходы, связанные с проведением акции, направленной на борьбу с курением, признаются прочими расходами и учитываются на счете 91, субсчет "Прочие расходы".
При этом не исключаем возможность учета рассматриваемых расходов в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы, связанные с продажей, если исходить из того, что, в конечном счете, рассматриваемая акция направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц непосредственно к объекту торговли.
На наш взгляд, в данной ситуации организации следует самостоятельно определить, связаны ли рассматриваемые расходы с продажей продукции. И если акция проводилась только в благотворительных целях, то такие расходы могут быть учтены только в составе прочих расходов.
Обратите внимание, что в целях налогового учета расходы на социальную рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В то же время освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на благотворительные цели (дарение), Минфином России не поддерживается (письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42). По мнению финансового органа, рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, не следует увязывать их с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.
Кроме того, осуществляя благотворительную деятельность и производя дарения, решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов при совмещении ЕНВД и ОСН;
- Энциклопедия решений. Учет расходов в торговых организациях;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

7 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики