Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
30.06.2016
- В аукционной документации (договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ) не была предусмотрена поэтапная оплата услуг. Договор заключили в соответствии с требованиями документации. Сейчас исполнитель просит заключить дополнительное соглашение на изменение условий оплаты. Положение о закупках не предусматривает изменение условий договора. Сумма договора более 10 млн. руб.
Вправе ли стороны по соглашению сторон внести изменения в договор?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия договора могут быть изменены по соглашению сторон, если такая возможность предусмотрена положением о закупке заказчика.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения сторонами условий заключенных договоров. Более того, Закон N 223-ФЗ прямо указывает на возможность изменения заключенного в соответствии с этим Законом договора. Часть 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС), а согласно ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ соответствующие сведения должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками.
Не содержат запрета на внесение изменений в договор, заключенный в рамках Закона N 223-ФЗ, и нормы ГК РФ, которыми заказчики руководствуются при закупке товаров, работ, услуг наряду с требованиями Закона N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Более того, п. 1 ст. 450 ГК РФ прямо предусматривает возможность изменить договор по соглашению его сторон.
Однако необходимо учитывать следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. При этом положение о закупке должно содержать, помимо прочего, порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Отметим, что условия применения закупочных процедур и исполнения договора в положении о закупке могут определяться заказчиком по своему усмотрению.
Из указанного очевидно, что стороны, заключившие договор в рамках Закона N 223-ФЗ, вправе внести изменения в такой договор только в том случае, если это не противоречит положению о закупке как правовому акту, регламентирующему закупочную деятельность заказчика (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Если положение о закупке не предусматривает возможности внесения изменений в договор, такое изменение, на наш взгляд, при определенных обстоятельствах может рассматриваться как действие, нарушающее конкуренцию, и как основание для обжалования закупки на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Также, как показывает судебная практика, нельзя исключить, что при определенных обстоятельствах такое изменение может повлечь возникновение спора (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2015 N Ф08-4257/15 по делу N А53-16874/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 18АП-9744/15). Однако в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить правовые последствия внесения в договор указанных в вопросе изменений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия
Ответ прошел контроль качества
7 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним