Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
04.07.2016
- Организация по импортной поставке получила продукцию "АВС" в количестве 1000 шт. по цене 2,16 евро за единицу. На складе при пересчете обнаружилось, что маркировка не соответствует заявленной в документах, по факту получили продукцию "АВС si" в количестве 1000 шт. (цена которой по прайсу - 2,33 евро за единицу). Товар уже прошел таможенную очистку. Поставщик (Германия) ошибку признал и разницу в стоимости не будет требовать. Какими документами оформить указанную пересортицу в поступлении продукции?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организация может отразить пересортицу в акте, составленном по форме, разработанной организацией самостоятельно. При этом в качестве образца можно использовать унифицированную форму N ТОРГ-3 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров".
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
На основании п. 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания N 119н), и п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49), под пересортицей можно понимать появление излишков и недостач товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Поскольку пересортица выявляется в результате инвентаризации, о допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
При этом допускается взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы, но только в виде исключения. Зачет возможен за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и равного количества (письма Минфина России от 19.08.2004 N 07-05-14/217, УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016379). Причем окончательное решение о зачете принимает руководитель организации (п. 5.4 Методических указаний N 49, п. 32 Методических указаний N 119н) (письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/195).
В рассматриваемой ситуации пересортица выявлена не в результате инвентаризации, а при первоначальной приемке приобретенных материалов. То есть для данных случаев зачет не предусмотрен.
При этом материалы, в том числе поступающие по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам, должны быть своевременно оприходованы в организации (п.п. 43, 49 Методических указаний N 119н). При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
Согласно п. 49 Методических указаний N 119н при установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.
Пунктом 52 Методических указаний N 119н установлено, что при приемке импортных материалов следует учитывать правила и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством. Тем не менее приемные акты должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад (п. 53 Методических указаний N 119н, части 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
В отношении импортных товаров для указанных целей постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" предусмотрена унифицированная форма N ТОРГ-3 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров". В общем случае указанный акт составляется по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
Кроме того, для оформления приемки материалов, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, или при приемке материалов, поступивших без документов, предусмотрена форма N М-7 "Акт о приемке материалов" (постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Обе приведенные формы могут являться основанием для предъявления претензии поставщику и отражения операций в бухгалтерском учете организации.
Для поступивших без сопроводительных документов (или с неправильно оформленными документами) товаров предусмотрена унифицированная форма N ТОРГ-4, утвержденная тем же постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Заметим, что Закон N 402-ФЗ не содержит обязательное требование использовать унифицированные формы учетных документов. Главное, чтобы утвержденные руководителем организации формы первичных учетных документов содержали все необходимые реквизиты, установленные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация может оформить приемку товаров на основании акта, составленного по форме, разработанной организацией самостоятельно. При этом за основу можно взять унифицированную форму N М-7 либо форму N ТОРГ-4. Отчет эксперта в данном случае может служить дополнительным подтверждением наличия расхождений инвойса с фактическими данными и основанием для составления акта.
При этом любые формы первичных учетных документов, применяемых в организации, должны быть утверждены руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). То есть если до введения в действие Закона N 402-ФЗ подлежали утверждению только формы первичных документов, не предусмотренные в альбомах унифицированных форм, то с 1 января 2013 года руководителем утверждаются все формы первичных документов, в том числе и в случае применения унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Перечень возможных фактических затрат, связанных с приобретением МПЗ, содержится в п. 6 ПБУ 5/01.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
17 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним