Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
07.07.2016
- В 2015 году в организации проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ). Результаты СОУТ вступили в силу с 01.05.2016. Условия труда части рабочих мест по результатам СОУТ признаны допустимыми, им присвоен класс "2". В карте СОУТ (строка 040) в отношении указанных рабочих мест указано, что работники не нуждаются в лечебно-профилактическом питании. Ранее условия труда на этих рабочих местах были вредными и особо вредными. Данные должности включены в "Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на получение лечебно-профилактического питания (далее - ЛПП) в связи с особо вредными условиями труда" (приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н). Карты специальной оценки условий труда подписаны работодателем, другими компетентными лицами, а также председателем первичной профсоюзной организации. Все работники ознакомлены с результатами СОУТ под роспись. Выдача ЛПП для соответствующих должностей предусмотрена приложением к коллективному договору. Условиями трудовых договоров с работниками выдача ЛПП не установлена.
Являются ли результаты проведенной СОУТ основанием для прекращения выдачи ЛПП, молока и других витаминных препаратов для работников с допустимыми условиями труда?
Правомерно ли включение указанных должностей в перечень, работа в которых дает право на получение лечебно-профилактического питания?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Результаты СОУТ являются основанием для отмены выдачи ЛПП. Об отмене указанной выплаты работники должны быть уведомлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.
Наличие соответствующей должности в приложении к коллективному договору никак не влияет на права работников. Внесение изменений в перечень должностей, предусмотренных приложением к коллективному договору, также не повлечет изменение прав работников. Окончательное решение о необходимости внесения указанных изменений принимает сам работодатель.
Обоснование вывода:
На основании ст. 212 ТК РФ на всех без исключения работодателей возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). По результатам проведения специальной оценки условий труда (далее также - СОУТ) устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций (п. 2 и п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 222 ТК РФ на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (далее также - ЛПП). Пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 N 46н был утвержден перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания (далее - Перечень) в связи с особо вредными условиями труда (Приложение N 1 к указанному приказу), а также Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (далее - Правила). Правилами не предусмотрен конкретный порядок отмены выдачи ЛПП, в том числе и в связи с признанием в результате проведения СОУТ условий труда на рабочих местах безопасными.
Вместе с тем частью четвертой ст. 219 ТК РФ предусмотрено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Таким образом, в силу действующего законодательства РФ основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации (смотрите, например, решения Мирнинского городского суда Архангельской области: от 11.02.2016 по делу N 2-16/2016 и от 16.02.2016 по делу N 2-2/2016). В данном случае, как мы поняли из вопроса, условия труда на рабочих местах работников, работающих по должностям, предусмотренным Перечнем, признаны допустимыми. Следовательно, у работодателя формально отсутствуют основания для выдачи работникам лечебно-профилактического питания с 1 мая 2016 г.
Условия о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). В данном случае соответствующие компенсации установлены коллективным договором, а не условиями трудовых договоров с работниками. Суды признают недействительными приказы работодателя от отмене выдачи ЛПП в том случае, если работники не были уведомлены об этом в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Пермского краевого суда от 21.10.2015 по делу N 33а-11014/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 27.03.2015 по делу N 33-2734/2015). Отметим, что в последнем судебном акте суд не принял во внимание факт отсутствия в трудовых договорах условий о выдаче ЛПП при наличии данных условий в коллективном договоре. Таким образом, результаты СОУТ являются основанием для отмены выдачи ЛПП. Об отмене указанной гарантии работники должны быть уведомлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.
В заключение отметим, что само по себе отсутствие соответствующей должности в перечне должностей, являющемся приложением к коллективному договору, не является основанием для отказа работодателя от предоставления ЛПП работникам, если условия труда на их рабочих местах признаны вредными, как и упоминание соответствующей должности в таком перечне не дает работнику безусловного права на выдачу ЛПП. Ведь, как мы уже упоминали выше, основанием для предоставления работникам гарантий и компенсаций, в том числе и гарантий на бесплатное получение ЛПП, являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии, должности в какой-либо список, работа в которых дает право на соответствующие гарантии и компенсации. Поэтому вне зависимости от того, будет ли исключена из перечня должностей, содержащегося в приложении к коллективному договору, должность, занимаемая работниками, условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми, или нет, право на гарантию, предусмотренную ст. 222 ТК РФ, эти работники, по нашему мнению, не имеют в связи с признанием их условий труда допустимыми.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
16 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним