Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.07.2016
ВОПРОС:
Оператор электронной площадки перечисляет на лицевой (внебюджетный) счет бюджетного учреждения обеспечение заявки, удержанное в соответствии с положениями части 13, 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Может ли бюджетное учреждение использовать данные денежные средства, или они должны быть перечислены в доход бюджета? Если средства должны быть перечислены в доход бюджета, то кем - оператором электронной площадки или учреждением? Как отразить данный факт хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Удержанное оператором электронной площадки в пользу заказчика в соответствии с частями 13, 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки, зачисленное на лицевой счет бюджетного учреждения, подлежит отражению на счете бухгалтерского учета 209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Суммы принудительного изъятия".
После зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения удержанной оператором электронной площадки суммы в учреждении может быть принято самостоятельное решение о перечислении поступившей суммы в доход бюджета.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения, согласно п. 5 ст. 123.22 и п. 3 ст. 298 ГК РФ, вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий.
Такие доходы признаются собственными доходами бюджетных учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
В случаях, предусмотренных частями 13, 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок (последней заявки, говоря о части 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ), перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
С учетом приведенных норм представляется возможным сделать следующий вывод: удержанное оператором электронной площадки в пользу заказчика в соответствии с частями 13, 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки, зачисленное на счет бюджетного учреждения, подлежит отражению по виду финансового обеспечения "2" по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Суммы принудительного изъятия".
Таким образом, на основании изложенного и положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующих корреспонденций:
1. Дебет 2 209 41 560 Кредит 2 401 10 140
- начислены доходы бюджетного учреждения на сумму обеспечения, удержанного в соответствии с частями 13, 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 41 660
- отражено поступление доходов от принудительного изъятия, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 140 КОСГУ).
В то же время специалисты Минфина России в письме от 26.05.2015 N 02-08-12/30332 отметили, что перечисление оператором электронной площадки удержанного в соответствии с частями 13, 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечения заявки является исполнением предусмотренной Законом N 44-ФЗ административной санкции, примененной к участникам электронного аукциона за неисполнение ими требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно положениям абзаца пятого п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи удержанное в качестве штрафа оператором электронной площадки обеспечение заявки предлагается перечислять в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке.
При этом с целью приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации нормы, установленной частью 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, о перечислении обеспечения заявки заказчику на указанный им счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в Закон N 44-ФЗ (смотрите п. 13 ст. 1 проекта Федерального закона N 623906-6) подготовлены поправки, предусматривающие перечисление указанных денежных средств в бюджет в установленном порядке.
А в письме от 27.01.2015 N 02-02-04/2786 специалистами Минфина России указано, что удержанное оператором электронной площадки в соответствии с частью 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе если удерживается обеспечение заявки, поданной для участия в закупке, осуществляемой бюджетным или автономным учреждением либо государственным (муниципальным) унитарным предприятием, в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом подобных указаний в отношении обеспечения, удерживаемого в соответствии с частью 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, по настоящий момент уполномоченными органами не давалось.
С учетом приведенных норм полагаем, что после зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения удержанной оператором электронной площадки суммы в учреждении может быть принято решение о перечислении поступившей суммы в доход бюджета. Перечисление осуществляется самим учреждением.
При принятии данного решения перечисление следует отразить с отнесением затрат на финансовый результат текущего года по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ (смотрите, например, письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-08-10/3071).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Подведение итогов электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Случаи невозврата денежных средств, предоставленных в обеспечение заявки на участие в конкурсе, аукционе по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Особенности обеспечения заявок на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Последствия признания победителя электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта, заключение контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

14 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики