Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

08.07.2016
ВОПРОС:
Для трудоустройства в организацию обратился гражданин Украины (Луганская область). Соискатель имеет временное разрешение на пребывание в Российской Федерации (временная регистрация до 2019 года). Гражданин Украины, принимаемый на работу, не имеет статуса высококвалифицированного специалиста.
Какова процедура приема данной категории граждан? Какие потребуются дополнительные документы, кроме тех, что установлены ст. 65 ТК РФ? Какую уведомительную процедуру необходимо произвести? Какую отчетность в случае приема данного работника на работу необходимо будет сдавать в миграционную службу, какие документы туда необходимо подать? Нужно ли уведомлять какие-либо иные инстанции?
ОТВЕТ:

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Из положений данного Закона вытекает, что порядок трудоустройства иностранных граждан на территории РФ зависит, во-первых, от оснований их нахождения на территории РФ (временно или постоянно пребывающие, постоянно проживающие), во-вторых, от порядка, в котором эти граждане прибыли в РФ, и, в-третьих, от наличия у них статуса высококвалифицированных специалистов.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае гражданин Украины не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, признается временно пребывающим в РФ иностранным гражданином. В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) в отношении граждан Украины действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ.
Организация, принимающая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе использовать его труд без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), однако такому работнику необходимо иметь патент, выданный в соответствии с Законом N 115-ФЗ (п. 1 ст. 13.3 этого Закона).
Обращаем Ваше внимание на то, что иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов этого субъекта РФ. Кроме того, если это предусмотрено нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в патенте, выдаваемом в соответствующем субъекте, может указываться профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. В этом случае такой гражданин не может осуществлять трудовую деятельность, не указанную в патенте.
Следует иметь в виду, что на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем распространяются правила, установленные российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (часть пятая ст. 11, ст. 327.1 ТК РФ). При этом законодательством могут быть предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (часть шестая ст. 11 ТК РФ). В связи с этим принятие на работу временно пребывающего иностранного гражданина осуществляется по общим правилам, установленным трудовым законодательством, но с учетом особенностей, предусмотренных главой 50.1 ТК РФ.
Так же, как и в случае с гражданином РФ, с таким иностранным гражданином должен быть заключен трудовой договор (ст.ст. 16, 56 ТК РФ). Причем такой договор заключается на неопределенный срок, если отсутствуют основания для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ. В указанный договор должны быть внесены все сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, а также сведения о патенте, на основании которого работник осуществляет трудовую деятельность в РФ, и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг (ст. 327.2 ТК РФ).
При заключении трудового договора временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан представить работодателю все документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, за исключением документов воинского учета (ст. 327.3 ТК РФ), так как в соответствии со ст. 15 Закона N 115-ФЗ он не является военнообязанным в РФ. Помимо этого, он должен предъявить работодателю также патент и договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику. Такие договоры или полис должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Отметим, что, как и в случае с российскими гражданами, при трудоустройстве иностранного работника на территории РФ впервые работодатель должен самостоятельно оформить ему трудовую книжку и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (ч. 4 ст. 65 ТК РФ, п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225)*(1).
В остальном оформление трудовых отношений с временно пребывающим в РФ гражданином Украины осуществляется в общем порядке, установленном ТК РФ.
При приеме такого сотрудника на работу Ваша организация обязана будет уведомить территориальный орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи такого уведомления утверждены приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.
Кроме того, в силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон N 109-ФЗ) физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, Ваша организация как сторона, принимающая гражданина Украины, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России в сроки, установленные ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Отрывную часть бланка отправленного уведомления работодатель передает иностранцу (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Отметим, что с 1 января 2015 года положений, обязывающих работодателя направлять уведомление налоговому органу, органу исполнительной власти, ведающему вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ о заключении трудового договора с иностранцем, Закон N 115-ФЗ не содержит, за исключением п. 18 ст. 13.4 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которым работодатель обязан уведомлять, помимо территориального органа ФМС России, также и орган службы занятости населения о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами, обучающимися в РФ по очной форме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

14 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Следует иметь в виду, что согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1 "Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника" в настоящее время на территории РФ имеются две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 года и образца 2004 года. Следовательно, если гражданин Украины ранее осуществлял трудовую деятельность в СССР и ему была оформлена трудовая книжка образца 1974 года, то оформление новой трудовой книжки образца 2004 года в этом случае не требуется.

Все консультации данной рубрики