Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
08.07.2016
- Администрация хочет приобрести в муниципальную собственность частный дом у физического лица, в котором родился герой Великой Отечественной войны, чтобы в будущем сделать из дома музей. Стоимость дома - более 500 тыс. руб. Можно ли осуществить закупку у единственного поставщика на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации оснований для заключения контракта без проведения конкурентных процедур (с единственным контрагентом) не имеется. Формально для осуществления закупки необходимо проведение электронного аукциона.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.
Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Указанной частью предусмотрено лишь несколько оснований для приобретения объектов недвижимости у единственного поставщика: это п. 31, п. 38 и п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако ни один из приведенных пунктов в рассматриваемой ситуации неприменим: первый допускает возможность приобретения лишь нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, а два последних - приобретения жилых помещений экономического класса на особых условиях, которые в приведенной ситуации не соблюдаются.
Иных оснований для приобретения недвижимости, в частности жилого дома стоимостью более 500 тысяч рублей, без проведения конкурентных процедур Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Поэтому, несмотря на то, что при изложенных в вопросе обстоятельствах организация конкурентных процедур по существу лишена смысла, осуществление закупки без использования одного из таких способов не соответствует Закону N 44-ФЗ. Следовательно, в приведенной ситуации договор может быть заключен лишь при условии проведения конкурентных способов определения контрагента. Учитывая указанную в вопросе стоимость дома, таким способом может быть только электронный аукцион*(1). И лишь в случае признания такого аукциона несостоявшимся закупка может быть осуществлена у единственного контрагента на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в случаях, предусмотренных ч.ч. 1-3.1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ) или по результатам запроса предложений (ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). В случае признания последнего несостоявшимся (ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) заказчик также может осуществить закупку у единственного поставщика в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
17 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так как здания (код 41.2 по ОКПД 2), в том числе жилые, включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, проведение конкурса в приведенной ситуации неправомерно (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
*(2) Учитывая особенность описанной в вопросе ситуации, на наш взгляд, заказчик фактически лишен возможности сформулировать описание объекта закупки, а также иные положения извещения об аукционе и документации об аукционе без нарушений Закона N 44-ФЗ и законодательства о защите конкуренции (поскольку очевидно, что объектом закупки в рассматриваемом случае может являться лишь конкретный объект недвижимости, что неизбежно ограничивает количество участников закупки. Однако однозначно оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий в связи с осуществлением такой закупки в рамках данной консультации не представляется возможным.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним