Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

14.07.2016
ВОПРОС:
Организация-собственник (арендодатель) сдает в аренду транспортные средства с максимальной разрешенной грузоподъемностью более 12 т (аренда не является лизингом). Обе стороны сделки (собственник и арендатор) находятся на общей системе налогообложения.
Организацией-собственником были установлены бортовые устройства и расходы на систему "Платон" (платные дороги), которые оплачивает организация-собственник (арендодатель). Платежи в систему "Платон" осуществляются путем автоматического списания предоплаты с лицевого счета, открытого компанией-собственником при регистрации в системе "Платон".
Данные расходы арендодатель хочет перевыставлять арендатору, так как фактически данными транспортными средствами пользуется он.
Как верно документально оформляется данное перевыставление с учетом определения базы по НДС (с НДС или без НДС, в рамках договора аренды, включая эти суммы в арендные платежи или отдельно)?
Сможет ли в дальнейшем арендодатель уменьшить транспортный налог на сумму расходов по системе "Платон" (если это в будущем будет принято на законодательном уровне), так как фактически нести их будет не арендодатель, а арендатор (в случае перевыставления)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Собственник-арендодатель может как увеличить арендную плату на сумму расходов на систему "Платон", так и включить в договор обязательство арендатора возмещать сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования, сверх арендной платы. В обоих случаях избежать начисления НДС, скорее всего, не удастся.
Предсказать позицию законодателя относительно возможного уменьшения транспортного налога мы в настоящее время не можем, однако считаем, что налог может уменьшаться только для собственника транспортных средств, зарегистрированного в системе "Платон".

Обоснование позиции:
В настоящее время отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, регулируются Федеральным законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ). С 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования (далее также - дорожный сбор). Эту плату обязаны вносить все владельцы вышеуказанных транспортных средств независимо от фактической массы перевозимого груза (ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ, Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).
В соответствии с п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств. Для целей налогообложения прибыли сумма дорожного сбора учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 27.11.2015 N 19-02-05/7/69769, от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64). Законодательством не предусмотрен возможный переход обязанности по уплате дорожного сбора к другим физическим или юридическим лицам, например арендаторам. В связи с этим полагаем, что владелец транспортного средства не может переложить бремя непосредственной оплаты дорожного сбора на арендатора транспортных средств.
В отношении возмещения собственнику затрат на платежи в системе "Платон" необходимо отметить, что ст. 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора. Так, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом п. 4 ст. 421 ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Поэтому собственник-арендодатель может:
1) включить дорожный сбор в арендную плату;
2) включить в договор аренды обязательство арендатора сверх арендной платы возмещать арендодателю расходы на уплату дорожного сбора.
В первом случае начислять НДС придется на всю сумму арендной платы. При этом порядок формирования себестоимости услуг аренды никакого значения не имеет. Дело в том, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуг (в т.ч. аренды) подлежат обложению НДС. В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Пунктом 1 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, и без включения в них налога. При этом согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
Отметим, что аналогичный вывод присутствует и в письме Минфина России от 19.08.2015 N 03-07-11/47815: "налоговая база по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке грузов, цена которых формируется с учетом стоимости специального разрешения на право проезда по платным автомобильным дорогам, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется". По нашему мнению, фразу "по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется" следует понимать так, что НДС начисляется на всю стоимость услуг (в рассматриваемом случае - аренды), а не по каждому составляющему, из которого складывается цена услуги. Аналогичное мнение, хотя и в отношении земельного налога при аренде, высказано в письме Минфина России от 11.11.2015 N 03-07-11/64840.
Положительным моментом является то, что арендатор сможет осуществить налоговый вычет всей суммы предъявленного ему НДС на основании ст. 171 НК РФ.
Во втором случае, если в арендную плату дорожный сбор входить не будет, но по условиям заключенного договора арендаторы обязаны будут возмещать собственнику-арендодателю его расходы на уплату данного платежа, избежать начисления НДС вряд ли удастся. Дело в том, что в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС подлежит увеличению на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). По мнению налоговых органов, суммы, полученные от арендатора в счет возмещения расходов на уплату дорожного сбора, прямым образом связаны с реализацией оказываемых ему услуг аренды (письма Минфина России по аналогичным вопросам от 15.08.2012 N 03-07-11/300 и от 14.10.2009 N 03-07-11/253).
Однако эту точку зрения нельзя считать единственной. Так, если, например, придерживаться логики п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, то компенсационные платежи не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет (речь шла о возмещении коммунальных расходов). Подобным образом рассуждал и Минфин России в письме от 11.10.2012 N 03-07-11/408: поскольку денежные средства, полученные арендодателем автомобиля от арендатора в целях компенсации расходов по оплате штрафов за нарушение арендатором правил дорожного движения, не связаны с оплатой услуг по предоставлению автомобиля в аренду, то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
И все же, на наш взгляд, в рассматриваемом случае несение расходов в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и их последующая компенсация связаны с оплатой услуг по сдаче автомобиля в аренду (эксплуатация осуществляется при условии внесения платы). Поэтому основания для применения положений пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, как мы полагаем, имеются.
В то же время никаких официальных разъяснений, определяющих правомерность обложения (необложения) НДС сумм оплаты дорожного сбора, возмещаемых собственникам транспортных средств их контрагентами, нам обнаружить не удалось. В этой связи рекомендуем обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган по месту учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Учитывая общую позицию налоговых органов, скорее всего, они выскажутся за начисление НДС и уплату его в бюджет.
При получении сумм, увеличивающих налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, организация-продавец исчисляет НДС расчетным методом (по ставке 18/118 или 10/110 в зависимости от того, по какой ставке облагается реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав по соответствующему договору) (п. 4 ст. 164 НК РФ). При получении компенсации дорожного сбора счет-фактура составляется в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Покупателю такой счет-фактура не выставляется (смотрите также письмо Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 15АП-4077/15).
Таким образом, у арендатора, перечислившего денежные средства на возмещение расходов, не будет возможности для вычета сумм НДС, исчисленных арендодателем при получении этих денежных средств (смотрите также письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).
По нашему мнению, с учетом позиции налоговых органов, будет менее рискованным величину дорожного сбора, предъявленного арендатору сверх арендной платы и указанного в документах отдельной статьей, включать в налоговую базу по НДС.
Госдумой 08.06.2016 в первом чтении принят Проект федерального закона N 1053039-6. Законопроектом предлагается дополнить п. 2 ст. 362 НК РФ, в частности, абзацем следующего содержания: "Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства в данном налоговом периоде".
Поскольку законопроект в окончательной редакции еще не принят и не прошел предусмотренных процедур, обсуждать указанную редакцию полагаем нецелесообразным. Однако логично предположить, что транспортный налог будет уменьшаться у того юридического лица, которое по закону является плательщиком дорожного сбора, т.е. у собственника транспортных средств.

К сведению:
Для арендатора более удобным будет вариант увеличения арендной платы, поскольку это позволит ему производить налоговые вычеты по НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

23 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики