Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.07.2016
ВОПРОС:
При введении профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года обязательно ли в бюджетном учреждении вводить должность "Специалист в сфере закупок", если на данный момент обязанности контрактного управляющего исполняет заместитель главного бухгалтера, в трудовом договоре которого предусмотрены обязанности контрактного управляющего?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение не обязано вводить в штатное расписание должность "Специалист в сфере закупок".

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (ч.ч. 1-3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834). Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (смотрите также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. С 01.07.2016 в силу части первой ст. 195.3 ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ профессиональные стандарты будут обязательны к применению в части требований к квалификации в случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (смотрите например ст. 330.2 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
Как видим, в ст. 195.3 ТК РФ речь не идет об обязательности применения профессиональных стандартов в части наименования должности работника - в силу указанной нормы профессиональные стандарты в определенных случаях должны будут применяться в части требований к квалификации работников, под которой понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).
В силу части второй ст. 57 ТК РФ профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Из приведенной нормы следует, что соблюдение соответствия наименованию должности, установленному квалификационным справочником или профессиональным стандартом, необходимо только в тех случаях, когда компенсации, льготы, ограничения "привязаны" к конкретной должности. Например, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются только периоды работы по определенным профессиям и должностям (ч.ч. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Таким образом, нормы трудового законодательства, в том числе вступающие в силу с 01.07.2016, не обязывают работодателей применять в обязательном порядке профессиональные стандарты в отношении всех без исключения работников. Работодатели обязаны руководствоваться положениями профессиональных стандартов в части наименования и квалификационных требований только по определенным должностям (профессиям, специальностям, видам работ), когда это прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, а также когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (смотрите также письмо Минтруда РФ от 05.04.2016 N 14-2/В-299, п.п. 6 и 7 информации Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 "По вопросам применения профессиональных стандартов").
Законодательство в сфере закупок, в том числе федеральные законы от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусматривают каких-либо компенсаций, льгот и ограничений для работников, в чьи трудовые функции входит обеспечение участия работодателя в закупочной деятельности. Необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. Однако нам не удалось обнаружить соответствующий нормативный правовой акт, который бы распространялся на работников Вашего учреждения.
Таким образом, обязанность работодателя по введению должности "Специалист в сфере закупок" в штатное расписание отсутствует и решение о том, следует ли вводить такую должность, работодатель принимает по своему усмотрению. Обязанность по переименованию должности работника, в чью трудовую функцию входит выполнение обязанностей контрактного управляющего, также отсутствует.
В заключение отметим, что с 01.07.2016 Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вправе будет устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения в том числе государственными или муниципальными учреждениями (п. 1 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ). Однако в настоящее время особенности применения профессиональных стандартов указанными выше работодателями Правительством РФ не установлены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

22 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики