Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
19.07.2016
- Организация применяет общий режим налогообложения. У физического лица были приобретены здание и оборудование. Продавец акты приема-передачи основных средств по форме ОС-1 или ОС-1а не представил. Купленное имущество планируется учитывать в составе основных средств.
Можно ли принять основные средства к бухгалтерскому учету на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи?
Как при отсутствии актов по форме ОС-1 или ОС-1а поставить на учет (бухгалтерский и налоговый) основные средства, бывшие в эксплуатации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У физического лица - продавца отсутствует обязанность предоставлять организации-покупателю акты приема-передачи основных средств по формам ОС-1 или ОС-1а. Для принятия к бухгалтерскому учету купленных объектов движимого и недвижимого имущества организации продавцу достаточно имеющихся у нее актов приема-передачи, составленных в произвольной форме, с указанием всех реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В бухгалтерском и налоговом учете приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, учитываются не по остаточной стоимости, указанной в документах поставщика, а по сумме фактических затрат организации на их приобретение. При этом сумма амортизации, начисленная предыдущим собственником, у нового собственника в учете не отражается.
В бухгалтерском учете может быть установлен любой срок полезного использования, который организация сочтет обоснованным. В ситуации, когда основные средства, бывшие в эксплуатации, приобретаются у физического лица, в налоговом учете срок полезного использования должен быть определен исключительно на основании Классификации ОС, как если бы покупалось новое ОС.
Обоснование вывода:
Акты ОС-1 или ОС-1а
Прежде всего отметим, что, с точки зрения гражданского законодательства, обязанность составления акта приема-передачи при заключении договора купли-продажи возникает только в том случае, когда речь идет о продаже недвижимого имущества (п. 1 ст. 556 ГК РФ). Здесь обращаем внимание, что ГК РФ не предъявляет каких-либо требований к форме акта приема-передачи, оформляемого при реализации объекта недвижимости. В связи с этим такой акт может быть составлен как в произвольной форме, так и с применением унифицированной формы (например формы ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)", утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" (далее - Постановление N 7)).
В случае реализации движимого имущества составление акта приема-передачи не является обязательным требованием закона.
Вместе с тем ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) определяет, что в целях бухгалтерского учета каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Под фактом хозяйственной жизни понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Соответственно, с точки зрения Закона N 402-ФЗ такой факт хозяйственной жизни, как продажа имущества, в обязательном порядке должен быть оформлен первичным учетным документом.
В отношении конкретного вида первичного документа, которым должен быть оформлен факт продажи имущества, следует учитывать, что, с точки зрения правил бухгалтерского учета, составление именно акта приема-передачи требуется только в том случае, если реализуется имущество, учитываемое у продавца в составе основных средств (п. 81 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). В иных случаях, например при передаче покупателю имущества, учитываемого в качестве товара или материала, составляется не акт приема-передачи, а накладная (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5), п. 120 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н*(1)).
Однако действие Закона N 402-ФЗ на физических лиц не распространяется (ст. 2 Закона N 402-ФЗ). Поэтому физическое лицо, реализующее движимое имущество (в том числе оборудование), составлять и подписывать акты приема-передачи такого имущества не обязано. В то же время не существует и запрета на подобные действия.
В рассматриваемом случае, как мы поняли, сторонами подписаны акты приема-передачи как в отношении движимого, так и в отношении недвижимого имущества. Данные акты составлены в произвольной форме.
С учетом всего вышесказанного мы видим, что в данном случае свои обязательства по оформлению документации физическое лицо - продавец исполнило полностью. Оснований требовать от него составления и предоставления актов приема-передачи по унифицированным формам ОС-1 "Акт приемки-передачи основных средств" (также утверждена Постановлением N 7) и ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)" не имеется.
Более того, на сегодняшний день указанные формы вообще не обязательны к применению, т.е. даже в том случае, когда продавцом имущества выступает юридическое лицо (подпадающее под требования Закона N 402-ФЗ), реализующее именно основные средства (а не товар или материалы), акт приема-передачи основных средств может быть составлен в произвольной форме. При этом единственным требованием к такому документу является обязательное наличие всех реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Дело в том, что в настоящее время все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм (в том числе утвержденных Постановлением N 7), Закон N 402-ФЗ не предусматривает*(2). Поэтому акт приема-передачи основных средств может быть составлен как по унифицированной форме (ОС-1 или ОС-1а), так и в произвольном виде.
Итак, в рассматриваемой ситуации для принятия к бухгалтерскому учету купленных объектов движимого и недвижимого имущества организации продавцу достаточно имеющихся у нее актов приема-передачи, составленных в произвольной форме, содержащих все реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Если всех нужных реквизитов данные документы не содержат, то на их основании целесообразно составить бухгалтерскую справку (с указанием всех реквизитов из ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), в такой ситуации именно данная справка будет являться основанием для постановки купленного имущества на баланс.
Данные, необходимые для принятия к учету объектов ОС, бывших в эксплуатации
Что касается вопроса об определении данных, свидетельствующих о том, что приобретенные недвижимость и оборудование являются не новыми объектами, то здесь необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом случае, по сути, такие данные организации-покупателю не нужны. Поясним.
1. Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания). Бывшие в эксплуатации основные средства в ПБУ 6/01 отдельно не упоминаются, что позволяет сделать вывод о том, что такие основные средства отражаются в бухгалтерском учете по общим правилам (п. 24 Методических указаний).
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором поставщику (продавцу). При этом организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может определять первоначальную стоимость основных средств, приобретенных за плату, - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене) (п. 8.1 ПБУ 6/01).
Иного порядка определения первоначальной стоимости для основных средств (в том числе объектов недвижимого имущества), приобретенных за плату, бухгалтерским законодательством не предусмотрено. Таким образом, в бухгалтерском учете приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, учитываются не по остаточной стоимости, указанной в документах поставщика, а по сумме фактических затрат организации на их приобретение. Сумма амортизации, начисленная предыдущим собственником, в бухгалтерском учете у нового собственника не отражается*(3).
Вместе с тем отражение приобретенного объекта недвижимости в учете по первоначальной стоимости, равной цене его приобретения, не означает, что организация не может учесть срок эксплуатации данного объекта при определении его срока полезного использования.
Напомним, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, расчет которой осуществляется исходя из срока полезного использования объекта основных средств (п.п. 17, 19 ПБУ 6/01). Под остаточной стоимостью основного средства в бухгалтерском учете понимается его первоначальная стоимость за минусом начисленной амортизации (п. 54 Методических указаний).
Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше срок полезного использования основного средства, тем медленнее уменьшается его остаточная стоимость.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта ОС определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету организацией самостоятельно исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).
Такой порядок определения срока полезного использования распространяется и на объекты основных средств, ранее использовавшиеся у других собственников (п. 59 Методических указаний).
Таким образом, в бухгалтерском учете (в отличие от налогового учета) можно установить любой срок полезного использования. Здесь обращаем внимание, что при определении срока полезного использования организация вправе, но совершенно не обязана руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация ОС). Иными словами, устанавливаемый организацией в бухгалтерском учете срок полезного использования для того или иного объекта может оказаться как равным сроку, предусмотренному для объектов такого вида Классификацией ОС, так и меньше или больше срока, установленного Классификацией ОС.
Однако, безусловно, срок полезного использования не устанавливается произвольно и должен быть обоснован теми или иными показателями, экономическими суждениями, документацией и т.д. При этом наличие конкретных данных о том, где использовался принимаемый к учету объект, в течение какого срока он амортизировался, о суммах начисленной прежними собственниками амортизации и т.п. для установления срока полезного использования обязательным не является. Кроме того, очевидно, что в ситуации, когда продавцом объекта выступает физическое лицо, получить указанные данные, по сути, невозможно (как было сказано, физические лица бухгалтерский учет не ведут, соответственно, амортизацию не исчисляют). Не установлено на законодательном уровне и требований определять срок полезного использования исходя из фактических данных о годе выпуска оборудования (годе постройки здания). Безусловно, такие данные могут использоваться при установке срока полезного использования, если они имеются у организации, однако их отсутствие не является препятствием для определения срока полезного использования исходя из других критериев.
В данном случае для определения конкретного срока использования объекта основных средств в организации может быть создана комиссия по приемке объектов основных средств. В нее могут войти, к примеру, руководитель, главный бухгалтер, а также иные должностные лица, например представитель от отдела, который предположительно будет эксплуатировать здание. Такая комиссия должна вынести мотивированное решение об установлении срока полезного использования на принимаемые к учету объекты (здание и оборудование). Решение может основываться на данных фактического осмотра приобретенного имущества (его физического состояния на момент покупки), данных о примерном годе выпуска купленного оборудования, полученных со слов продавца или из других источников (от производителя, сети Интернет и т.д.), на данных БТИ о годе постройки здания и т.п.
На основании решения комиссии издается приказ руководителя об установлении срока полезного использования объекта основных средств.
2. Налоговый учет
В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Этот порядок формирования первоначальной стоимости распространяется как на новые основные средства, так и на бывшие в эксплуатации.
Таким образом, так же, как и в бухгалтерском учете, в налоговом учете приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, учитываются не по остаточной стоимости, указанной в документах поставщика, а по сумме фактических затрат организации на их приобретение. Сумма амортизации, начисленная предыдущим собственником, в налоговом учете у нового собственника не учитывается.
Однако правила установления срока полезного использования в налоговом учете более "жесткие", нежели в бухгалтерском учете.
Так, в п. 1 ст. 258 НК РФ четко и однозначно указано, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации ОС.
Кроме того, положения гл. 25 НК РФ содержат четкие правила определения срока полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации (п. 7 ст. 258 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты ОС, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. Кроме того, приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
Таким образом, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, ему применять:
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования всеми прежними собственниками (первое предложение п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (второе предложение п. 7 ст. 258 НК РФ).
Однако при покупке имущества у физического лица, не являющегося ИП, применение второго и третьего способов невозможно. Как уже не раз было указано, физическое лицо не ведет налоговый и бухгалтерский учет, а следовательно, не может устанавливать срок полезного использования и начислять амортизацию. То есть при постановке на учет ОС, купленного у физического лица, не являющегося ИП, организации необходимо определять срок полезного использования по Классификации ОС, т.е. как если бы покупалось новое ОС.
Поясним. По поводу справедливости данного утверждения относительно третьего способа сомнений не возникает (вывод следует из прямого прочтения нормы). Что касается второго способа, то при его применении, помимо п. 7 ст. 258 НК РФ, необходимо учитывать и положения приведенного выше п. 12 ст. 258 НК РФ, который определяет, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что она распространяется на все ОС, бывшие в употреблении. Соответственно, для правомерного отражения в налоговом учете ОС в качестве бывшего в употреблении (как следствие, для правомерного уменьшения срока полезного использования) необходимо иметь информацию об амортизационной группе, в которую включалось данное ОС у бывшего собственника. Понятно, что физическое лицо, не являющееся ИП, данной информации предоставить не может даже в том случае, если оно составит акты приема-передачи по формам ОС-1 или ОС-1а (заполнить все реквизиты этих форм физическое лицо не сможет).
Смотрите дополнительно письма Минфина России от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7939, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7937, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141, от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
30 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Приведенные методические указания являются обязательными к применению в той части, в которой они не противоречат положениям Закона N 402-ФЗ и федеральным стандартам бухгалтерского учета (документам, их заменяющим) (ч. 1 и 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
*(2) Исключением являются унифицированные формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Сказанное означает, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование обязательно (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).
*(3) Применение иного порядка учета может повлечь за собой серьезные налоговые риски, выражающиеся не только в негативных последствиях, связанных с занижением налоговой базы по налогу на имущество организаций, но и с возможностью привлечения организации к ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Отметим, что согласно ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается в том числе систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций. Кроме того, существует риск привлечения к административной ответственности должностных лиц организации по ст. 15.11 КоАП РФ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним