Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.07.2016
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры направляет для участия в международном фестивале лиц - непосредственных участников мероприятия, а также лиц, не принимающих в нем участие, - работников культуры, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, и детей - учащихся других учреждений культуры.
Каковы возможные источники финансового обеспечения расходов, связанных с проездом и проживанием лиц, не принимающих непосредственного участия в мероприятии? Каков порядок применения кодов вида расходов и статьи КОСГУ при осуществлении таких расходов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Источником финансового обеспечения расходов, перечисленных в вопросе, могут являться:
- собственные средства учреждения при условии, что расходование средств направлено на достижение целей, ради которых создано учреждение (соответствует видам деятельности, предусмотренным уставом), и предусмотрено планом ФХД;
- средства субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, при условии, что такие расходы осуществляются в рамках выполнения муниципального задания и предусмотрены Планом ФХД;
- средства субсидии, предоставленной в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, при условии, что такое направление расходов прямо предусмотрено порядком предоставления субсидии либо соглашением о ее предоставлении, а также Планом ФХД.
2. В случае, если оплата транспортных услуг и услуг по проживанию в пользу лиц, перечисленных в вопросе, будет осуществляться от имени учреждения, расходы следует осуществить с применением элемента вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" с отнесением расходов на соответствующие подстатьи 222 "Транспортные услуги" и 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Выплату компенсации расходов, понесенных поименованными в вопросе лицами, следует осуществить с применением элемента вида расходов 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" с отнесением расходов на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Обоснование вывода:
1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры - некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
Муниципальное задание бюджетного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется путем предоставления бюджетному учреждению субсидии в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств такой субсидии, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя. Такие направления расходования средств определяются Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД).
В то же время наличие соответствующего направления расходования средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, в Плане ФХД - не единственное условие, которое необходимо соблюдать при направлении средств на оплату расходов, особенно, если такие расходы в явном виде учитывались при определении размера этой субсидии. Расходование средств на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, с высокой долей вероятности могут быть признаны нецелевым использованием средств субсидии (смотрите, в частности, решения Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18.06.2015 по делу N 12-34/2015, Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14.10.2015 по делу N 12-1140/2015, Октябрьского районного суда г. Иваново от 08.10.2015 по делу N 12-229/2015, от 08.10.2015 по делу N 12-230/2015).
Одним из источников финансового обеспечения участия в культурном обмене с зарубежными странами может являться субсидия на иные цели, предоставляемая в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ. При этом нарушение порядка расходования средств целевой субсидии также может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 КоАП РФ. То есть оплата расходов поименованных в вопросе лиц может быть осуществлена за счет средств целевой субсидии при условии, что соглашением о предоставлении целевой субсидии прямо предусмотрена возможность их осуществления.
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (согласно п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). То есть направление средств от приносящей доход деятельности муниципального учреждения культуры на оплату расходов в рамках мероприятий, связанных с культурным обменом с зарубежными странами, правомерно, если расходы направлены на достижение целей, ради которых создано учреждение, и предусмотрены планом ФХД.
2. В данной ситуации возможны два основных варианта осуществления указанных в вопросе расходов:
Первый вариант - бюджетное учреждение от своего имени заключает договоры на оказание услуг в пользу физических лиц. В такой ситуации, согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), обоснованно должен применяться код вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" с отнесением расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ (в части оплаты транспортных услуг - подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ, в части оплаты проживания - подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ).
Второй вариант - бюджетное учреждение компенсирует физическим лицам расходы, связанные с проездом и проживанием при направлении их за границу.
Компенсация расходов физических лиц, которые не являются штатными сотрудниками учреждения, на основании ТК РФ не производится. По нашему мнению, выдача аванса на осуществление подобных расходов и дальнейший расчет по суммам компенсации могут быть отражены в бухгалтерском учете с применением счетов 206 00 "Расчеты по выданным авансам" и 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" соответственно. При этом форма отчета физических лиц по произведенным расходам, предусмотренная учетной политикой учреждения, может быть аналогична форме авансового отчета.
В соответствии с положениями Указаний N 65н выплата компенсации расходов физическим лицам, не являющимся сотрудниками учреждения, привлеченным для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, осуществляется с применением элемента вида расходов 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" с отнесением расходов на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
К сведению:
Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ всех видов компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, связанных в том числе с возмещением иных расходов. Перечень иных расходов остается "открытым".
Данное положение во взаимосвязи с положениями Указаний N 65н косвенно указывает на возможность отнесения расходов, понесенных муниципальным учреждением в интересах физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, к компенсационным при наличии решения соответствующего муниципального образования о возможности и порядке осуществления указанных выплат.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов;
- Энциклопедия решений. Оформление расчетов при направлении группы несовершеннолетних граждан (учащихся) на олимпиады, соревнования или иные мероприятия в сопровождении сотрудника госучреждения;
- Энциклопедия решений. Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений;
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
1 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним