Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

20.07.2016
ВОПРОС:
Организация из Республики Казахстан, филиалом которой является организация (подразделение, находящееся на территории РФ, в настоящий момент - филиал организации 1), желающая заключить агентский договор с юридическим лицом (перевозчиком) иностранной компании по оказанию частичных услуг по грузоперевозкам, преобразовалась в две организации, зарегистрированные в Республике Казахстан, - организацию 1 и организацию 2.
Услуги перевозчика для российской организации филиал организации 1 самостоятельно оказывать не будет. Филиал будет заключать как агент договоры с российскими организациями на оказание услуг по перевозке грузов в пределах Таможенного союза (в РФ, между РФ и Республикой Казахстан), в интересах организации 2.
Имеет ли право филиал (не юридическое лицо) заключить агентский договор с иностранной компанией и в случае заключения такого договора возникает ли объект налогообложения по НДС при реализации данных услуг через агента (в настоящее время неизвестно, от имени какой организации будет действовать агент - от своего имени (организации 1) или от имени организации 2)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Взимание НДС при реализации через своего агента услуг по перевозке грузов по территории Таможенного союза осуществляется в Республике Казахстан, поскольку территория этого государства признаётся местом реализации данных услуг.

Обоснование вывода:
Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийский экономический союз (далее - Союз) путем подписания соответствующего договора (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор), вступившего в силу с 01.01.2015 (п. 1 ст. 1 Договора, смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65729), который регулирует и вопросы налогообложения (Раздел XVII Договора).
В силу п. 1 ст. 7 НК РФ положения, касающиеся налогообложения и установленные Договором, имеют приоритет перед нормами российского налогового законодательства.
Так, п. 2 ст. 72 Договора установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением N 18 к Договору "Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол).
Порядок взимания косвенных налогов, к которым относится и НДС (п. 2 Протокола), при выполнении работ, оказании услуг регулируется нормами раздела IV Протокола.
Согласно п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.
Правила определения места реализации работ, услуг установлены п. 29 Протокола.
В силу пп. 5 п. 29 Протокола работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола.
Услуги по организации доставки экспортного груза относятся к транспортно-экспедиционным услугам (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2014 N Ф08-9321/14 по делу N А15-3628/2013).
Транспортно-экспедиционные услуги (как и услуги по перевозке (транспортировке)) в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола не поименованы*(1). Следовательно, в целях определения места реализации данных услуг следует руководствоваться пп. 5 п. 29 Протокола.
С учётом пп. 5 п. 29 Протокола место реализации услуг, которые не поименованы в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола, определяется по месту нахождения исполнителя. При этом факт, что услуги оказываются, например, только на территории заказчика, никак не влияет на порядок определения места реализации услуг.
Следовательно, местом реализации услуги по доставке грузов в пределах Таможенного союза, оказываемой организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан (поскольку стороной договора в данном случае будет являться либо "головная" казахстанская организация (организация 1), либо другая казахстанская организация (организация 2)) признается территория Республики Казахстан*(2).
Аналогичное мнение (применительно к российскому перевозчику) нашло отражение в письме Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-13/1/14947.
Поэтому в рассматриваемой ситуации взимание НДС должно осуществляться в Республике Казахстан с применением законодательства о налогах этого государства (п. 28 Протокола).
Документами, которые подтверждают место реализации работ (услуг), являются (п. 30 Протокола):
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.
В рассматриваемом случае подтверждением места реализации услуг, оказываемых казахстанской организацией российскому налогоплательщику, будет являться, в частности, контракт (договор), заключённый казахстанской организацией (через российский филиал) с российской организацией - экспортером (импортером).

К сведению:
С точки зрения гражданского законодательства (в частности ст. 48, ст. 49 ГК РФ), правоспособность является одним из признаков юридического лица, т.е. возможность иметь определенные права и нести обязанности. При этом филиал (как и представительство), являясь обособленным подразделением, не является юридическим лицом (ст. 55 ГК РФ), т.е. не обладает самостоятельной правоспособностью, в том числе по заключению гражданско-правовых договоров (например договора на оказание услуг).
С точки зрения налогового законодательства, одним из определяющих критериев термина "организация" является ее правоспособность. Так, например, как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, организациями для целей налогообложения признаются российские юридические лица, а также иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью.
Согласно п. 3 ст. 11 НК РФ понятие "налогоплательщик" используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ. Из вышеизложенного следует, что филиал организации не может являться стороной по договору, в частности по договору оказания услуг, а также самостоятельным налогоплательщиком. При этом организация может предоставить полномочия руководителю филиала (подразделения, но не самому филиалу) на заключение договоров от имени организации (головной компании - юридического лица).
В рассматриваемом случае нельзя утверждать, что представительство выступает в качестве самостоятельного участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

30 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В пп. 4 п. 29 Протокола идет речь о посреднической деятельности, осуществляемой в интересах заказчика (а не исполнителя) услуг, поименованных в пп. 4 п. 29 Протокола.
*(2) При этом в рассматриваемой ситуации для целей взимания НДС не имеет значение, от имени какой организации будут оказываться услуги, от имени организации-1 или от имени организации-2, поскольку эти организации зарегистрированы на территории Республики Казахстан и в любом случае местом реализации рассматриваемых в вопросе услуг будет признана территория Республики Казахстан.

Все консультации данной рубрики