Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

22.07.2016
ВОПРОС:
Организация (г. Москва) производит товары для детей, в том числе мебель для детских садов.
Продукция подлежит обязательной сертификации по кодам ТН ВЭД (перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ).
Указанной продукции присвоены следующие коды по Общероссийскому классификатору продукции: 96 3450, 96 3720, 56 1433, 56 1443 и т.д. В отношении данной продукции организацией ранее была проведена добровольная сертификация, эти коды не соответствуют кодам, выдаваемым при добровольной сертификации по кодам ОКП (перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации).
Каким образом определять возможность применения ставки в размере 10%, если код товара есть в перечне ОКП, но его нет в перечне ТН ВЭД (организация торгует только в РФ)?
Обязательно ли оформлять добровольный сертификат, или можно подтвердить ставку 10% иным образом?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация в данном случае имеет право применить ставку НДС в размере 10% при реализации кроватей деревянных детских с размерами спального места 1200 х 600 мм, матрацев детских размерами 1190 х 600 мм, предметов игрового обихода из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивных).

Обоснование позиции:
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10% при реализации поименованных в нем товаров для детей, в частности детских кроватей и матрацев, игрушек.
Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП), облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее - Перечень ОКП), а также Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД), облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ, во исполнение последнего абзаца п. 2 ст. 164 НК РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (далее - Постановление N 908).
В п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 представлен вывод о том, что для применения пониженной налоговой ставки по НДС 10% достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД. С такой точкой зрения солидарны не только судьи, но и специалисты финансового и налогового ведомств (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.03.2016 N Ф08-956/16 по делу N А63-5803/2015, письма Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-14/18820, от 24.08.2015 N 03-07-07/48651, ФНС России от 30.05.2016 N СД-4-3/9612@, от 06.10.2014 N ГД-4-3/20472).
В примечании к Перечню ОКП говорится о том, что принадлежность отечественных товаров для детей к перечисленным в нем товарам подтверждается соответствием кодов по ОКП, приведенных в указанном перечне, кодам ОКП, установленным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120322).
Таким образом, правомерность применения ставки НДС 10% в отношении отечественных товаров для детей требует подтверждения. При этом перечня соответствующих подтверждающих документов ни глава 21 НК РФ, ни Постановление N 908 не содержат.
Из ряда разъяснений налоговых органов следует, что в качестве таковых выступает техническая документация на товар, содержащая коды по ОКП (смотрите, например, письма ФНС России от 30.05.2013 N ЕД-4-3/9862@, от 22.09.2011 N ЕД-4-3/15526@, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120322), а из разъяснений Минфина России, основанных на положениях Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), - декларация или сертификат соответствия (смотрите, например, письма Минфина России от 01.06.2010 N 03-07-07/32, от 14.07.2008 N 03-07-07/72).
Судьи также считают, что подтверждать правомерность применения ставки НДС 10% должны сертификаты или декларации соответствия (смотрите, например, постановления АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-4057/15 по делу N А56-6219/2015, ФАС Поволжского округа от 15.01.2014 N Ф06-976/13 по делу N А49-35/2013, ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2012 N Ф07-1630/11 по делу N А56-29589/2011). При этом нами обнаружены судебные решения, в которых судьи исходили из того, что это требование актуально только в отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации (постановления АС Центрального округа от 05.10.2015 N Ф10-3332/15 по делу N А14-6161/2014, ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 N Ф07-253/14 по делу N А56-9963/2013).
Учитывая изложенное, считаем, что правомерность применения пониженной ставки НДС организация в данном случае должна подтвердить с использованием сертификатов соответствия на детские товары.
В этой связи необходимо учитывать, что сертификация может иметь не только обязательный, но и добровольный характер (ст. 20 Закона N 184-ФЗ). При этом результаты добровольной сертификации также удостоверяются сертификатами соответствия (п. 1 ст. 21 Закона N 184-ФЗ). Правомерность использования для целей применения п. 2 ст. 164 НК РФ сертификатов соответствия, полученных в добровольном порядке, подтверждается, например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.06.2006 N А11-7540/2005-К2-19/337.
Из буквального толкования Перечня ОКП следует, что из товаров с указанным Вами кодом по ОКП 96 3720 "Предметы для детского творчества / из фарфора, фаянса, керамики, папье-маше, древесноопилочных масс" пониженная ставка НДС применяется только в отношении предметов для детского творчества из папье-маше и древесноопилочных масс (код по ОКП - 96 3724). Соответственно, если реализуемой продукции код 96 3724 не присвоен, то, на наш взгляд, оснований для применения пониженной ставки НДС при ее реализации на территории РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Иные указанные Вами коды детских товаров по ОКП поименованы в Перечне ОКП в качестве товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%. Так, им соответствуют, в частности, кровати деревянные детские с размерами спального места 1200 х 600 мм, матрацы детские размерами 1190 х 600 мм, предметы игрового обихода из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивные), то есть виды товаров для детей, указанные в пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ. При этом у организации есть в наличии сертификаты соответствия на указанные товары с кодами, соответствующими указанным в Перечне ОКП. Данные обстоятельства указывают на возможность применения организацией ставки 10% при реализации указанных товаров.
Однако необходимо также учитывать, что в анализируемой ситуации коды по ТН ВЭД, присвоенные товарам в результате обязательной сертификации, не соответствуют кодам по ОКП, указанным в сертификатах на эти товары, выданных по результатам добровольной сертификации.
Нормы главы 21 НК РФ, равно как и Постановления N 908 не предусматривают каких-либо особенностей применения ставки НДС 10% в таких случаях. При этом они не придают для целей налогообложения большей юридической силы результатам обязательного подтверждения соответствия. По нашему мнению, в таком случае организация может применять пониженную налоговую ставку НДС, ориентируясь на данные сертификатов соответствия, полученных в добровольном порядке, ведь запрета на такие действия не установлено, а формальные требования для них соблюдаются.
Косвенное подтверждение приведенной точки зрения, на наш взгляд, можно найти в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 N 09АП-39732/12, оставленном без изменения постановлением ФАС Московского округа от 17.05.2013 N Ф05-3807/13 по делу N А40-76264/2012. В частности, в схожей с рассматриваемой ситуации судьи исходили из равнозначности кодов по ОКП и ТН ВЭД и недопустимости придания одному из данных классификаторов значения, определяющего порядок налогообложения. При этом подчеркнем, что неправомерность приоритетного руководства кодами по ОКП подтверждалась в том числе тем, что товар не был отечественным (в данном случае товар - отечественный).
Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Не исключено, что правомерность приведенной позиции организации придется отстаивать в том числе в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

30 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики