Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

22.07.2016
ВОПРОС:
В уставе автономной некоммерческой организации указано, что наблюдательный совет формируется учредителем. В состав совета могут быть введены и иные лица (на основании решения членов совета). Наблюдательный совет представляет собой надзорный коллегиальный орган организации, осуществляющий проверку выполнения иными ее органами положений законодательства, правильности принимаемых ими хозяйственных решений, отвечающий за проведение проверок, в том числе и аудиторских. Помимо этого в организации согласно уставу имеется высший коллегиальный орган (правление) и единоличный исполнительный орган (директор). Правление при учреждении организации назначалось учредителем в количестве трех членов, в дальнейшем формирование этого органа согласно положениям устава осуществляется самим правлением. Директор назначается правлением организации.
Соответствует ли устав некоммерческой организации законодательству?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) высшим органом управления автономной некоммерческой организацией (далее также - АНО, организация) является коллегиальный высший орган управления. Учредители АНО в силу п. 3 ст. 10 Закона N 7-ФЗ осуществляют надзор за деятельностью организации в порядке, установленном ее учредительными документами. Такой надзор может осуществляться учредителями как непосредственно, так и путем создания специальных органов контроля: попечительского совета, наблюдательного совета, ревизионной комиссии и т.п. (п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П).
В свою очередь, положениями п. 1 ст. 123.25 ГК РФ предусмотрено, что управление деятельностью АНО осуществляют ее учредители (учредитель) в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями (учредителем). Создание же в АНО постоянно действующих коллегиальных органов осуществляется исключительно по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации, а их компетенция определяется уставом организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ).
Вышеприведенные нормы свидетельствуют об определенном противоречии между положениями ГК РФ и Закона N 7-ФЗ, так как по смыслу п. 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ наличие высшего коллегиального органа управления в АНО является обязательным, а в силу положений ст. 123.25 ГК РФ такие органы создаются лишь по желанию учредителей. Кроме того, п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ определяется исключительная компетенция высшего органа управления АНО и устанавливается, что полномочия этого органа, входящие в указанную компетенцию, могут быть переданы другим органам управления только в случаях, прямо предусмотренных законом. В то время как нормы ст. 123.25 ГК РФ относят определение компетенции коллегиальных органов управления АНО к прерогативе учредителей, которые закрепляют указанную компетенцию в утверждаемом ими уставе АНО.
Какие-либо официальные разъяснения или правоприменительная практика, определяющие соотношение и порядок применения указанных норм, на сегодняшний день отсутствуют.
Тем не менее необходимо помнить, что нормы гражданского законодательства, определяющие правовое положение участников гражданского оборота (в том числе и юридических лиц), содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 49 ГК РФ). Федеральные законы могут предусматривать лишь те особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, которые прямо не урегулированы ГК РФ.
Кроме того, следует иметь в виду, что положения ст. 123.25 ГК РФ были включены в ГК РФ на основании Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, вступившего в силу 1 сентября 2014 года. В соответствии же с ч. 4 ст. 3 этого закона впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции данного закона) законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ в новой редакции.
Принимая во внимание, что последние изменения в ст. 10 Закона N 7-ФЗ, посвященную АНО, вносились в 2011 году, а в п. 1 ст. 29 этого же закона - в 1998 году, полагаем, что данные нормы могут применяться в настоящее время только в части, не противоречащей положениям ст.ст. 123.24-123.25 об АНО*(1).
Следовательно, на наш взгляд, в рассматриваемом случае учредитель организации, согласно п.п. 1 и 2 ст. 123.25 ГК РФ, вправе самостоятельно принять решение о наличии тех или иных коллегиальных органов в АНО, установить в уставе порядок их формирования, а также их компетенцию. Поэтому положения устава о том, что наблюдательный совет формируется учредителем, но его членам предоставляется право вводить других лиц в данный совет, а также о том, что члены правления могут самостоятельно, без участия учредителя, формировать это правление, не противоречат действующему законодательству.
Вместе с тем нельзя признать соответствующим закону отнесение к компетенции правления избрание директора, который является единоличным исполнительным органом АНО. Ведь из п. 3 ст. 123.25 ГК РФ прямо следует, что единоличный исполнительный орган АНО назначается его учредителями (учредителем). Данная норма сформулирована императивно и изменению положениями устава не подлежит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим ради справедливости, что положения п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ, устанавливающие исключительную компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации, были изложены Федеральным законом от 30.12.2015 N 436-ФЗ в новой редакции, вступившей в силу с 10 января 2016 года, то есть уже после внесения изменений в ГК РФ, посвященных АНО. Однако необходимо помнить, что в п. 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ среди организаций, в которых создается такой орган управления, поименованы не только АНО, но и некоммерческое партнерство, ассоциации (союзы). Учитывая, что высший орган управления является обязательным органом данных юридических лиц и в соответствии с нормами ГК РФ (ст.ст. 65.3, 123.10 ГК РФ), а также то, что для этого органа нормами указанных статей также установлена исключительная компетенция, по объему и содержанию совпадающая с той, которая предусмотрена п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ, то данный пункт следует применять только к некоммерческим партнерствам, ассоциациям (союзам), как не противоречащий положениям ГК РФ. Более того, в самом п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ оговаривается, что его положения действуют только в том случае, если иное не предусмотрено федеральными законами. Поскольку же для АНО ГК РФ установлен иной порядок создания и определения компетенции коллегиальных органов, то данный пункт не может применяться к таким организациям.

Все консультации данной рубрики