Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.07.2016
- Казенному учреждению учредитель (комитет по управлению государственным имуществом) по распоряжению безвозмездно передаёт недвижимое имущество (нежилые помещения), являющееся имуществом казны. В распоряжении о закреплении имущества за учреждением указаны три кадастровых номера и один реестровый номер имущества казны, по которому у учредителя учитывается один объект с общей площадью по трем кадастровым номерам. На основании данного распоряжения учреждение зарегистрировало право оперативного управления и получило три свидетельства. Учредитель составляет акт приема-передачи нефинансовых активов на основании данных реестра имущества казны и указывает один объект с общей площадью.
Как в данной ситуации правильно поставить на баланс учреждения недвижимое имущество? Что является основанием для постановки на баланс - свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления или акт приема-передачи нефинансовых активов? Может ли учреждение на основании решения комиссии по приемке нефинансовых активов поставить на баланс три объекта по свидетельствам вместо одного?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект недвижимого имущества может быть принят к учету в составе основных средств на основании Акта (форма 0504101) с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. На основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения к учету могут быть приняты три объекта недвижимого имущества.
Обоснование вывода:
Согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
То есть основанием для принятия к учету рассматриваемых объектов недвижимого имущества является первичный учетный документ, а свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления является обязательным приложением к данному документу.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 7 Инструкции N 157н).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством, должны оформляться первичные документы:
- создаваемые непосредственно в госучреждении;
- поступающие в госучреждение из иных организаций государственного сектора.
На практике это означает, что в указанных выше случаях при оформлении фактов хозяйственной жизни обязательно должны применяться унифицированные формы документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления" ОКУД, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н)*(1). Унифицированные формы иных классов в организациях государственного сектора должны обязательно применяться в том случае, если это прямо предусмотрено Приложениями к Приказу N 52н или иными правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
При любых обстоятельствах должно соблюдаться несложное правило: каждая бухгалтерская запись (проводка) в регистрах бухгалтерского учета может быть отражена только на основании какого-либо первичного документа или свода первичных документов.
Согласно Методическим указаниям, утвержденным Приказом N 52н, при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при закреплении права оперативного управления, оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101). Принятие к учету объектов основных средств осуществляется, если иное не установлено Инструкцией N 157н, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п. 34 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.
В рассматриваемой ситуации учреждением получены правоустанавливающие документы на каждое помещение, входящее в состав единого объекта согласно Акту (форма 0504101), составленному учредителем. Каждое помещение имеет самостоятельное функциональное назначение.
Следовательно, с учетом положений п. 45 Инструкции N 157н у комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения возникает основание рассматривать вопрос о принятии к учету трех объектов недвижимого имущества.
К сведению:
Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника муниципального имущества могут осуществлять от имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Сведения о муниципальном имуществе отражаются в Реестре имущества соответствующего публично-правового образования. Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ведут реестры муниципального имущества в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 (далее - Порядок). Согласно п. 4 Порядка в раздел 1 Реестра включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества наряду с наименованием, адресом, датой возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество и другими характеристиками. То есть объект, имеющий самостоятельный кадастровый номер, в соответствии с положениями Правил должен учитываться обособленно, а не в составе единого объекта. И соответственно, также обособленно он должен быть передан.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Имущество казны;
- Энциклопедия решений. Первичные документы, применяемые в госучреждении при поступлении и внутреннем перемещении основных средств;
- Энциклопедия решений. Поступление основных средств в госучреждение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
30 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), в части первичных учетных документов применяются только до перехода организации госсектора на формирование документов в соответствии с Приказом N 52н, то есть до внесения соответствующих изменений в учетную политику (п. 5 Приказа N 162н). Организация госсектора самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм, утвержденных Приказом N 52н (смотрите письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 N 07-04-05/02-374). Желательно, чтобы эта дата была согласована с вышестоящей организацией и утверждена локальным документом организации (учетной политикой).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним