Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

25.07.2016
ВОПРОС:
Организация со ссылкой на ст. 31 НК РФ и письмо ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@ получила запрос из ФНС по крупнейшим налогоплательщикам о предоставлении информации. Налоговый орган запрашивает сведения о фонде начисленной заработной платы, средней численности и среднемесячной заработной плате сотрудников и прочее.
Сведения предлагается предоставить в виде таблицы с разбивкой по показателям и периодам. Форма таблицы представлена непосредственно в письме. В отношении организации не проводится налоговых проверок и иных форм налогового контроля.
Обязана ли организация представить такие сведения? Если да, то в какие сроки? Предусмотрена ли ответственность за непредставление или несвоевременное представление указанных сведений?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщик вправе представить запрошенные налоговым органом сведения (документы) любым удобным ему способом, однако не обязан этого делать. Невыполнение запроса налогового органа само по себе не является правонарушением и не влечет налоговой либо административной ответственности. Если налогоплательщик посчитает необходимым, он вправе (но не обязан) письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления сведений в определенный срок или не будут предоставлены.

Обоснование вывода:
Налоговые органы вправе, в частности, требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 31 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщики обязаны, в частности, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Такая форма налогового контроля, как работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы (а именно работе таких комиссий посвящено упомянутое в вопросе письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@)*(1), НК РФ не предусмотрена. Пленумом ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указано, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы к указанным основаниям отнесена быть не может.
Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Письма ФНС, Минфина России не являются нормативными правовыми актами (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06, определение ВС РФ от 27.12.2005 N ГКПИ05-1625). Это в полной мере относится и к упомянутому выше письму ФНС России, содержание которого не может рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).
Таким образом, порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не только не установлен положениями налогового законодательства (п. 1 ст. 1 НК РФ), но и вообще не урегулирован нормативными актами. К таким правоотношениям не могут применяться, в частности, положения НК РФ об истребовании документов (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ) и об ответственности за их непредставление (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика предоставления каких-либо документов, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе их не предоставлять. Какие-либо санкции к налогоплательщику в связи с этим применены быть не могут.
Разумеется, в приведенной в вопросе ситуации налогоплательщик вправе представить налоговому органу соответствующие сведения без возражений. Если такое решение налогоплательщиком принято, то несоблюдение сроков представления сведений (если таковые указаны в запросе налогового органа) по вышеизложенным причинам не может повлечь для налогоплательщика неблагоприятных последствий. Налогоплательщик не обязан ни ходатайствовать о продлении таких сроков, ни уведомлять налоговый орган о том, что документы будут по тем или иным причинам представлены в более поздний срок (такой порядок установлен лишь применительно к процедурам налогового контроля, предусмотренным НК РФ, - смотрите, например, п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ), однако вправе направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В отсутствие какого-либо правового регулирования вопрос о том, в какой форме представлять запрошенные документы, может быть решен налогоплательщиком по своему усмотрению. Полагаем, что документы могут быть представлены в налоговый орган любым удобным для налогоплательщика способом, в том числе переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Обращаем внимание, что если налогоплательщик не представит запрошенные налоговым органом сведения вне рамок налогового контроля, то это может стать основанием для проведения в отношении него углубленной камеральной проверки или для включения организации в план выездных проверок (письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

8 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также письмо Федеральной налоговой службы от 9 июня 2016 г. N ЕД-4-15/10246@. При этом, как показывает судебная практика, само по себе приглашение налогоплательщика на заседание комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не нарушает прав налогоплательщика (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 августа 2014 г. N Ф04-7099/14 по делу N А67-7552/2013, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2014 г. N 07АП-11479/13).

Все консультации данной рубрики