Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.07.2016
ВОПРОС:

Организация применяет общую систему налогообложения (оптовая торговля), хочет заключить агентский договор.
Агентом по договору будет организация, которая будет заниматься хранением товаров для принципала.
В уставе организации предусмотрены посредническая деятельность, а также другие виды деятельности, не запрещенные законодательством. Лицензирование и членство в саморегулируемой организации в данном случае не требуются.
Нужно ли вносить изменения в сведения о виде деятельности и как вести учет доходов?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможность осуществления организацией указанной в вопросе деятельности не поставлена законом в зависимость от того, внесены ли сведения об этом в ЕГРЮЛ путем указания на соответствующий код ОКВЭД.
Однако несоблюдение обязанности по сообщению в регистрирующий орган информации об изменении сведений о кодах ОКВЭД, соответствующих фактически осуществляемым видам деятельности, может явиться основанием для привлечения организации к административной ответственности.
Всеми видами налогов облагается только вознаграждение агента (и подобные доходы, если они предусмотрены договором).

Обоснование вывода:

Ведение нового вида деятельности

В соответствии с гражданским законодательством коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации не являются обязательным элементом устава (п. 4 ст. 52 ГК РФ).
Про общества с ограниченной ответственностью (ООО) имеются уточнения в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). В п. 2 ст. 2 Закона N 14-ФЗ сказано: "Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". Закон N 14-ФЗ не предусматривает обязательного указания в уставе общества видов осуществляемой им деятельности (п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).
В рассматриваемом случае устав организации предусматривает возможность заниматься посреднической деятельностью, лицензирование не требуется, поэтому у организации есть безусловное право заниматься агентской деятельностью.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД) используется при решении задач, связанных с определением фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, однако он предназначен только для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Поэтому указание тех или иных кодов ОКВЭД в учредительных документах коммерческой организации или в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не может ограничивать правоспособность коммерческой организации.
В соответствии с п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (коды ОКВЭД) отнесены к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Право на осуществление того или иного вида экономической деятельности не поставлено законодательством в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ. Коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010).
Вместе с тем п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ определено, что организация обязана в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о кодах ОКВЭД, соответствующих осуществляемым организацией видам деятельности, сообщить о таких изменениях в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту своего нахождения. Нарушение данной обязанности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Согласно указанной норме непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. Смотрите, например, решение Волгоградского областного суда Волгоградской области от 11.12.2013 по делу N 07р-731/13, постановление Хабаровского краевого суда от 04.10.2011.
Подчеркнем, что указанная ответственность установлена не за осуществление вида деятельности, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, а за непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений о фактическом изменении видов осуществляемых предпринимателем деятельности. Дело в том, что право на осуществление того или иного вида экономической деятельности законодательством не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у предпринимателя или юридического лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в соответствующий реестр (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 11.03.2013 N Ф05-862/13, ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 N Ф06-2788/12).
Однако корректировка указанных сведений (кодов ОКВЭД) необходима налогоплательщикам во избежание споров с налоговыми органами, связанных с применением специальных налоговых режимов или налоговых льгот, установленных для определенных видов деятельности.
Для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган по месту нахождения организации необходимо представить заявление по форме N Р14001 с приложением листа "H". Соответствующая форма утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (как и другие формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц). Оформленное указанным образом заявление, согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, представляется в регистрирующий орган непосредственно или направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Прикладывать к заявлению дополнительные документы и уплачивать государственную пошлину не требуется. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Ввиду отсутствия сведений о тексте агентского договора, мы можем только изложить самые общие подходы к бухучету операций по такому договору.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
В целях бухгалтерского учета поступления от других юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. не признаются доходами организации (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99)). В свою очередь, и выбытие активов по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. не признается расходами организации (п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Таким образом, доходом организации по агентскому договору с принципалом будет являться только агентское вознаграждение. На основании п. 5 ПБУ 9/99 указанный доход признается в составе доходов по обычным видам деятельности и отражается на счете 90 "Продажи" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов)).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет посреднических операций у агента целесообразно вести, используя счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и выделив для конкретных расчетов отдельные субсчета к этому счету.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации бухгалтерские проводки в учете агента могут быть следующими:
Дебет 60 Кредит 51
- произведена оплата услуг, приобретаемых в интересах принципала;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с принципалом" Кредит 60
- получены услуги для принципала (отражена задолженность принципала);
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с принципалом"
- получены денежные средства в счет возмещения принципалом приобретенных в его интересах услуг;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена выручка в виде агентского вознаграждения;
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС с суммы агентского вознаграждения;
Дебет 51 Кредит 62
- получено от принципала агентское вознаграждение.

Налог на прибыль

Налоговой базой для организации, выступающей в качестве агента, является только величина агентского вознаграждения и иных подобных доходов. Полученное агентом имущество, принадлежащее принципалу (в целях последующей реализации или приобретенное по его поручению), а также денежные средства, переданные принципалом агенту для исполнения поручения, не являются доходами (и соответственно расходами) агента (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). Соответственно, не являются доходами и расходами в целях налогообложения выплаты, произведенные агентом в счет исполнения договора и возмещаемые ему принципалом.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики НДС при осуществлении ими предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (или любых иных аналогичных доходов) при исполнении агентских договоров (ст. 156 НК РФ).
Порядок заполнения счетов-фактур, книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур приведен в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Считаем нужным отметить следующее. В принципе, по сделкам, совершенным агентом от своего имени, требований приложения копий первичных документов агента напрямую законодательством не установлено. Однако, по мнению налоговых органов, для правомерного отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете у принципала агент по требованию принципала обязан представить последнему все сведения о движении имущества принципала (товаров, денежных средств), в том числе в виде копий накладных, счетов-фактур и платежных поручений (письма Минфина России от 17.02.2010 N 03-07-08/40, от 23.03.2006 N 03-04-08/67, ФНС России от 03.04.2006 N ММ-6-03/350@, УМНС по г. Москве от 17.09.2004 N 21-09/60455).
Исходя из требований налоговых органов, помимо отчета, агент должен представить принципалу документы (их копии), подтверждающие расходы, связанные с исполнением агентского договора.

К сведению:
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, юридическое лицо обязано представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ. Непредставление такого уведомления является административным правонарушением, за совершение которого организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.
Коды ОКВЭД в отношении юридического лица также включаются в Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр). Органы статистики вносят коды ОКВЭД в Статрегистр в отношении конкретного юридического лица:
- первоначально - на основании сведений, предоставленных регистрирующим органом о самостоятельно определенных хозяйствующим субъектом кодах ОКВЭД при государственной регистрации;
- в последующем - указывается код фактически сложившегося в обследуемом периоде основного вида деятельности, определенного по данным статистического наблюдения (п. 7 Положения о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата), утвержденного приказом Росстата от 05.08.2005 N 122). Поэтому подавать какие-либо документы в связи с созданием юридического лица или изменением кодов ОКВЭД в органы статистики не требуется.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Коды ОКВЭД;
- Энциклопедия решений. Агентский договор;
- Энциклопедия решений. Оформление счетов-фактур при приобретении товаров (работ, услуг) от имени посредника;
- Энциклопедия решений. Счета-фактуры при посреднических операциях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

7 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики