Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
28.07.2016
- Субъекту малого предпринимательства, имеющему преимущественное право на приобретение муниципального имущества (как арендатор), реализовано недвижимое имущество муниципальной казны с оплатой в рассрочку на 5 лет.
Предоставленная рассрочка условиями договора не рассматривается как коммерческий кредит.
Право собственности на недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Но имущество находится в залоге у продавца (муниципальное образование) до полной его оплаты.
На сумму предоставляемой рассрочки ежемесячно начисляются проценты.
Как и на каких счетах бюджетного учета продавца (органа местного самоуправления) отражать операции, связанные с оплатой за реализованное имущество и уплатой процентов по рассрочке? Каким образом необходимо учитывать в бюджетном учете продавца реализованное имущество, находящееся у него в залоге?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от реализации имущества казны в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов, подлежат отражению на счете 401 40 "Доходы будущих периодов".
Расчеты по доходам в виде процентов, начисленных на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, вполне обоснованно могут быть отражены с применением счета 1 207 14 000 "Расчеты по предоставленным займам, ссудам".
Объект имущества, реализованного с рассрочкой платежа и находящегося в залоге, подлежит отражению на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств".
Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства..." (далее - Закон N 159-ФЗ) оплата недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен составлять менее пяти лет*(1).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 159-ФЗ на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.
Согласно п. 301 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), доходы по операциям реализации имущества казны в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов, относятся к числу доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, и подлежат отражению на счете 401 40 "Доходы будущих периодов".
В то же время порядок отражения расчетов по доходам в виде процентов, начисленных на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, положениями Инструкции N 157н, а также положениями Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), прямо не предусмотрен.
По мнению судебных инстанций, проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества, в связи с чем не являются доходом от реализации этого имущества (смотрите, в частности, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2012 по делу N А12-542/2012, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.11.2012 по делу N А10-727/2012). Аналогичной позиции придерживаются в своих официальных разъяснениях специалисты финансового ведомства (смотрите, в частности, письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17.06.2014 N 03-07-15/28722, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113).
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы в виде процентов, полученных от предоставления кредитов, займов, ссуд, отражаются по статье аналитической группы подвида доходов 120 "Доходы от собственности".
Таким образом, для расчетов по доходам в виде процентов, начисленных на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, в соответствии с положениями п. 207 Инструкции N 157н и п. 82 Инструкции N 162н вполне обоснованно может применяться счет 1 207 14 000 "Расчеты по предоставленным займам, ссудам".
Таким образом, с учетом положений пп. 78, 82, 120, 123 Инструкции N 162н, расчеты по доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, могут быть отражены в бюджетном учете органа местного самоуправления с применением следующих корреспонденций счетов:
1) Дебет КДБ 1 205 71 560 Кредит КДБ 1 401 40 172
- начислены доходы будущих периодов от реализации муниципального имущества по факту заключения договора купли-продажи, предусматривающего рассрочку платежа (в сумме предоставленной рассрочки);
2) Дебет КДБ 1 207 14 540 Кредит КДБ 1 401 10 120
- начислены проценты на сумму, по уплате которой покупателю муниципального имущества предоставляется рассрочка (с периодичностью, установленной договором);
3) Дебет КДБ 1 401 40 172 Кредит КДБ 1 401 10 172
- поступление в доход текущего отчетного периода доходов от реализации активов по договорам, предусматривающим рассрочку платежа, по факту прекращения на активы права собственности;
4) Дебет КДБ 1 210 02 120 Кредит КДБ 1 207 14 640
- погашение задолженности по процентам, начисленным на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка;
5) Дебет КДБ 1 210 02 410 Кредит КДБ 1 205 71 660
- поступление доходов от реализации объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности казны муниципального образования.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона N 159-ФЗ в случае, если арендуемое имущество приобретается арендатором в рассрочку, указанное имущество находится в залоге у продавца до полной его оплаты.
Залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
В соответствии с п. 351 Инструкции N 157н для учета имущества (за исключением денежных средств), полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), предусмотрен забалансовый счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств".
Соответственно, в случае поступления недвижимого имущества в залог, указанный объект отражается на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (смотрите также письмо Минфина России от 14.06.2013 N 02-06-10/22265).
Принятие к забалансовому учету имущества осуществляется на основании первичных учетных документов в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество (согласно ст. 337 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
5 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 17.10.2010 N 398 "О реализации прав субъектов малого и среднего предпринимательства на отчуждаемое арендуемое недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Республики Адыгея или муниципальной собственности" срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества не может составлять более пяти лет.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним