Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

29.07.2016
ВОПРОС:
Арендатор не платил арендные платежи, ссылаясь на то, что у него не заключен долгосрочный договор аренды в связи с тем, что не прошел регистрацию в юстиции. По истечении года арендатор прислал телефонограмму с требованием в течение трех дней арендодателю принять помещение. Арендатор полагает, что договор не является заключенным, в связи с чем предлагает представителю арендодателя прибыть на арендуемый объект для приема-передачи помещения. При этом в договоре, который он считает незаключенным, указаны сроки, что арендатор должен за 2 месяца уведомить арендодателя о досрочном расторжении договора аренды. Арендодатель (администрация) отказывается принимать имущество до расторжения договора и полного погашения задолженности.
Будет ли в действиях арендодателя усматриваться уклонение от приема имущества? Какие арендодателю грозят последствия в случае наличия признаков уклонения с его стороны?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации стороны обязаны исполнять условия договора аренды независимо от того, зарегистрирован ли он.
При отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для расторжения договора фактическое прекращение арендатором пользования помещением не освобождает его от обязанности уплачивать предусмотренную договором арендную плату.
Приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о возникновении у арендодателя обязанности немедленно принять от арендатора помещение, а значит и о наличии оснований для привлечения его к гражданско-правовой ответственности или взыскании каких-либо сумм в пользу арендатора. Обязанность принять помещение возникнет у арендодателя только с прекращением договора аренды.

Обоснование позиции:
В рамках данной консультации мы можем изложить лишь соображения общего характера по описанной в вопросе ситуации. Правовая экспертиза договоров и иных документов, а также оценка судебной перспективы споров не осуществляются.
Договор аренды недвижимого имущества (в том числе помещения), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53). Поэтому формально в силу положений ГК РФ договор аренды, подлежащий государственной регистрации, но не зарегистрированный в установленном порядке, должен считаться незаключенным и не порождающим правовых последствий, предусмотренных ГК РФ для этого вида договора. Однако, как разъяснено в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, подлежащего государственной регистрации (то есть подписали соответствующий договор), объект аренды передан пользователю и принят им без замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то считается, что такое соглашение и в отсутствие его государственной регистрации связывает стороны обязательством, которое подлежит исполнению в соответствии с его условиями. Кроме того, в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 сформулирована правовая позиция, согласно которой сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность. Иными словами, в приведенной ситуации во всем, что не касается третьих лиц, договор аренды недвижимости, несмотря на отсутствие государственной регистрации, порождает у его сторон соответствующие права и обязанности (п. 3 ст. 433 ГК РФ, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 N Ф08-412/15 по делу N А20-2386/2013, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 N 16АП-4637/15). Это означает, в частности, что арендатор обязан пользоваться переданным ему имуществом в соответствии с назначением имущества и условиями договора, а также вносить арендную плату на предусмотренных договором аренды условиях.
При прекращении договора аренды помещения арендованное помещение должно быть возвращено арендатором арендодателю по акту приема-передачи или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст.ст. 622, 655 ГК РФ). Таким образом, условием возврата помещения арендодателю является факт прекращения договора. В связи с этим отметим следующее.
Договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон в случаях существенного нарушения договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором. Такое расторжение по общему правилу осуществляется в судебном порядке (п. 2 ст. 450, ст. 619, ст. 620 ГК РФ).
Если стороны не достигли соглашения о расторжении договора аренды, то в отсутствие существенных нарушений со стороны арендодателя единственно возможным способом досрочного прекращения договора по инициативе арендатора является отказ последнего от исполнения договора. В отношениях, связанных с осуществлением сторонами договора предпринимательской деятельности, такой отказ допускается в случаях, предусмотренных правовыми актами или договором (ст.ст. 310, 450.1 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, предоставленное договором право на односторонний отказ от договора (от исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). При этом договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено правовыми актами или договором.
Как следует из вопроса, именно "иное" в приведенной ситуации и предусмотрено договором. Заключая его, стороны согласовали, что безмотивный внесудебный отказ арендатора от исполнения договора возможен при условии заблаговременного (за 2 месяца) письменного уведомления об этом арендодателя.
В связи с этим отметим, что в случае возникновения спора значение тех или иных условий договора может быть определено судом по правилам ст. 431 ГК РФ. В рамках этой консультации мы можем исходить только из содержания заданного вопроса. Мы полагаем, что приведенное в вопросе условие договора может рассматриваться как предусматривающее возможность безмотивного внесудебного отказа арендатора от исполнения договора аренды. При этом приведенная в вопросе информация, на наш взгляд, может пониматься исключительно как свидетельствующая о согласовании сторонами условия о том, что в случае отказа арендатора от исполнения договора аренды договор прекращается не в момент получения арендодателем соответствующего уведомления, а позднее.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах момент прекращения договора при отказе арендатора от исполнения договора должен определяться содержанием соответствующего уведомления, направляемого арендатором, с учетом предусмотренного договором двухмесячного срока. До истечения этого срока договор аренды продолжает действовать и, как показано выше, должен исполняться сторонами. Поэтому, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из фактических обстоятельств (смотрите, например, ст. 612 ГК РФ), в приведенной ситуации арендатор не вправе требовать от арендодателя принять арендованное помещение по акту в трехдневный срок. Обязанность принять помещение возникнет у арендодателя лишь с прекращением договора аренды, то есть через два месяца после отказа арендатора от исполнения договора*(1). Отказ арендодателя от приемки помещения до истечения этого срока, на наш взгляд, не может рассматриваться как уклонение от исполнения обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 655 ГК РФ, и, следовательно, как основание для наступления последствий, предусмотренных ст. 406 ГК РФ.
Разумеется, поскольку лица осуществляют принадлежащие им права своей волей и в своем интересе (п. 1 ст. 1 ГК РФ), арендатор вправе и до прекращения договора аренды прекратить пользование арендованным имуществом. Однако, поскольку до прекращения договора аренды предусмотренные этим договором обязательства сохраняются и в силу ст. 309 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом, само по себе прекращение пользования объектом аренды не освобождает арендатора от обязанности уплачивать предусмотренную договором арендную плату и не порождает у арендодателя обязанность принять помещение (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 66, а также, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 N 17АП-659/15; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 N 15АП-21022/14; постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 N 19АП-6640/14; постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 19АП-5366/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

6 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что принять помещение арендодатель будет обязан независимо от наличия у арендатора задолженности перед ним по арендной плате. Неисполнение этой обязанности будет означать просрочку кредитора (ст. 406 ГК РФ).

 

Все консультации данной рубрики