Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

01.08.2016
ВОПРОС:
В отношении МУП введена процедура банкротства (внешнее управление). Внешним управляющим издан приказ о приоритете норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" перед нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Должно ли МУП, находясь в процедуре банкротства (внешнее управление), осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положения Закона N 223-ФЗ распространяются на любые закупки товаров, работ и услуг, осуществляемые муниципальным унитарным предприятием, в отношении которого введено внешнее наблюдение, за исключениями, предусмотренными ч. 4 ст. 1 этого Закона.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, перечисленными в названной норме, к которым относятся и муниципальные унитарные предприятия. Закупочная деятельность таких лиц (заказчиков) должна осуществляться в соответствии с положением о закупке, регламентирующим в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Перечень отношений, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, приведен в ч. 4 ст. 1 этого закона, причем этот перечень является исчерпывающим (п. 4 письма ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12)*(1). Иными словами, любые закупки товаров, работ или услуг, которые не подпадают под действие ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, муниципальные унитарные предприятия должны осуществлять с учетом требований данного Закона.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие Закона о банкротстве распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ (п.п. 1, 2 ст. 1 Закона о банкротстве). Вывод о приоритете норм Закона о банкротстве над остальными нормативными правовыми актами (в частности, Законом N 223-ФЗ) не является верным, поскольку правоотношения, связанные с осуществлением закупки товаров, работ или услуг, лицами, являющимися в силу норм Закона N 223-ФЗ заказчиками, регулируются Законом N 223-ФЗ, а не Законом о банкротстве. Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 09.11.2015 по делу N А45-14328/2015, постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу N А28-11509/2013, постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу N А56-29406/2014.
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, при которой полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. Порядок введения процедуры внешнего управления и ее последствия подробно регламентированы положениями главы VI Закона о банкротстве. Нормами этой главы установлен ряд ограничений в деятельности юридического лица при введении в отношении него процедуры внешнего управления. Однако ни одна из норм Закона о банкротстве не содержит правила о том, что при введении процедуры банкротства юридическое лицо, являющееся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не должно применять нормы Закона N 223-ФЗ. Более того, по нашему мнению, цели регулирования законодательства о закупках и задачи, которые ставятся перед внешним управляющим при введении процедуры внешнего управления, не противоречат друг другу и не являются взаимоисключающими. Согласно части 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования этого закона в том числе являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Отношения, возникающие при осуществлении закупки муниципальным унитарным предприятием, в отношении которого введено внешнее управление, не исключены из сферы действия Закона N 223-ФЗ частью 4 ст. 1 этого Закона. Таким образом, положения Закона N 223-ФЗ распространяются на любые закупки, осуществляемые муниципальным унитарным предприятием, в отношении которого введена одна из процедур банкротства (например внешнее управление), за упомянутыми выше исключениями (смотрите, например, письмо Министерства экономического развития РФ от 16.11.2015 г. N Д28и-3409, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.05.2015 г. N Ф03-1845/15 по делу N А24-2528/2012). Разумеется, при осуществлении закупки необходимо учитывать ограничения, возникающие в связи с введением в отношении должника внешнего управления, в частности возможность совершения сделок от имени должника по результатам закупочных процедур только внешним управляющим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Ответ прошел контроль качества

15 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) К ним, в частности, относятся отношения, связанные с осуществлением закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). При осуществлении унитарным предприятием закупок для собственных нужд оно обязано руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ, во-первых, в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 15 этого закона (при предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности), а во-вторых, если ими не утверждено и не размещено в установленном порядке на официальном сайте положение о закупке (ч.ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Подробнее об исключениях из сферы действия Закона N 223-ФЗ смотрите материал: Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 223-ФЗ: исключения.

Все консультации данной рубрики