Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
02.08.2016
- Организация в своей деятельности использует прекурсоры, внесенные в Таблицу III Списка IV, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681.
Подлежит ли лицензированию деятельность по закупке, реализации (в том числе оптовой и розничной продаже) и использованию прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Деятельность по закупке, реализации и использованию прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, лицензированию не подлежит. Получения лицензии потребует экспорт или импорт таких прекурсоров.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в частности, на принципах:
- лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список I прекурсоров);
- лицензирования деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, внесенных в Таблицу I списка прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список IV).
Под оборотом наркотических средств, психотропных веществ в контексте норм Закона N 3-ФЗ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ (абзац седьмой ст. 1 этого Закона).
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определен п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Причем согласно п. 3 той же статьи введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Законом N 99-ФЗ перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
Как указано в п. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, если такие перечни не установлены федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (далее - Положение). Согласно п. 1 этого Положения лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I-III и таблицу I Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (далее - Перечень).
Как видим, Закон N 99-ФЗ и принятое в соответствии с ним Положение не предусматривают необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по обороту прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV Перечня.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 3-ФЗ в Российской Федерации вводятся ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, предусмотренные ст. 30 этого Закона.
Пункт 4 ст. 30 Закона N 3-ФЗ относит к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, следующие меры:
- установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;
- лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;
- установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;
- регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
Также п. 2 ст. 28 Закона N 3-ФЗ предусматривает, что ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 28 Закона N 3-ФЗ.
Таким образом, юридическое лицо обязано получить лицензию в случае ввоза на территорию РФ прекурсоров, которые внесены в Таблицу III Списка IV Перечня, или вывоза таких прекурсоров с территории РФ (смотрите также ст. 24 Закона N 164-ФЗ, Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364). Такая лицензия представляет собой разрешение на совершение внешнеторговых операций с прекурсорами соответствующих видов, а не на осуществление деятельности по обороту таких прекурсоров. Для осуществления деятельности по закупке, реализации, использованию прекурсоров, включенных в Таблицу III Списка IV Перечня, получать лицензию не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
14 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним