Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

02.08.2016
ВОПРОС:
Согласно п. 9 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 10, 11, 12 Положения.
Однако ст. 91 ТК РФ закреплено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Если следовать п. 9 Положения, то водителю с 5-дневной рабочей неделей можно установить смену продолжительностью 10 часов. Переработка в неделю получится 10 часов, в месяц - 40 часов, в год - более 400 часов, что намного больше 120 часов.
На какие нормы закона следует опираться при составлении графика для водителей руководящего состава?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе установить ежедневную продолжительность смены водителей руководящего состава 10 часов, однако общее количество рабочих часов в учетном периоде (месяц) в любом случае не должно превышать нормы. Поэтому если работник работает по графику пятидневной рабочей недели с выходными в субботу и воскресенье, то установить ему смену в 10 часов работодатель не вправе.

Обоснование вывода:
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (часть вторая ст. 100 ТК РФ). Статья 329 ТК РФ также предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
В соответствии с указанными нормами, а также постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 877 приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение N 15).
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть вторая ст. 91 ТК РФ). Нормальная продолжительность рабочего времени водителя автомобиля также не может превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п. 7 Положения N 15).
В силу части первой ст. 104 ТК РФ и п. 8 Положения N 15 в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в один месяц. В соответствии с п. 9 Положения N 15 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 10-12 указанного положения. Таким образом, п. 9 Положения N 15 позволяет работодателю устанавливать водителям режим рабочего времени, при котором продолжительность ежедневной работы (смены) будет составлять 10 часов. В этом случае работодатель должен ввести суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в один месяц.
Однако и в случае применения суммированного учета рабочего времени необходимо соблюдать общие требования трудового законодательства, что продолжительность рабочего времени за учетный период (в данном случае за месяц) не должна превышать нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ, п. 8 Положения N 15). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).
В рассматриваемой ситуации введением водителю пятидневной рабочей недели с выходными в субботу и воскресенье, предусматривающей продолжительность ежедневной работы (смены), равную 10 часам, работодатель фактически нарушит трудовое законодательство по следующим причинам. При таком режиме рабочего времени график работы будет предусматривать отработку сотрудником примерно 2468 часов в год (50 : 5 x 247 - 2 часа сокращения рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней, в соответствии с п. 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н). Количество часов работы по графику превысит нормальную продолжительность рабочего времени за год более чем на 400 часов (2468 часов - 1974 часов).
В силу ст. 104 ТК РФ, п. 8 Положения N 15 работодатель должен таким образом планировать работу сотрудников в течение учетного периода, чтобы не допускать переработки, и не вправе заранее предусматривать в рабочем графике сверхурочную работу. Кроме того, даже если учесть часы сверхурочной работы в составе часов, которые будут фактически отработаны сотрудником при таком графике, количество часов, отработанных сотрудником сверхурочно (494 часа), превысит предельно допустимое (120 часов в год). Данное требование закона не может быть отменено соглашением сторон, поэтому работодатель не вправе даже с согласия работников устанавливать им такой график работы, который приведет к переработке сверх указанного предела. В случае введения такого графика работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде на основании ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите в связи с этим решение Магаданского областного суда от 22.03.2012 по делу N 12-44/12).
Поэтому, хотя работодатель и не лишен права установить график работы, при котором продолжительность ежедневной работы (смены) будет составлять 10 часов (для чего он должен ввести суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в один месяц), в целях приведения рабочего графика в соответствие с требованиями трудового законодательства работодателю следует либо сократить количество рабочих часов для водителя, по сравнению с предусмотренным указанным в вопросе графиком работы, либо сократить число рабочих дней (до 4 дней) и, как следствие, увеличить количество часов отдыха между периодами работы для каждого сотрудника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

15 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики