Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

03.08.2016
ВОПРОС:
В декабре 2013 года организацией были приобретены станок автоматический шлифовальный со стружколомом Micron 650 и станок токарный с ЧПУ для металлорежущих пил Record 500 иностранного производства (далее - станки). Станки были приобретены у российской организации-перепродавца, НДС с покупки был принят к возмещению.
Станки приняты к учету и введены в эксплуатацию, по ним начисляется амортизация. Позднее результатами камеральной проверки налогового органа было установлено, что станки не прошли таможенную очистку, таможенные платежи не были уплачены экспортером, каким образом данное оборудование было ввезено на территорию РФ - не установлено.
На станки был наложен арест. При этом таможенный орган направил уведомление, в котором, ссылаясь на п. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и ст. 119 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), предложил организации задекларировать станки и добровольно уплатить таможенные платежи.
Организацией было принято решение (в целях сохранения станков в своей собственности) самостоятельно уплатить таможенные пошлины, сборы и НДС таможенным органам.
Как правильно в данном случае отразить расходы:
1) квалифицировать понесенные расходы как расходы по текущей деятельности и единовременно отнести на затраты (в том числе для целей налога на прибыль);
2) учесть их как суммы, увеличивающие стоимость основных средств, ранее введенных в эксплуатацию?
Как правильно отразить в учете затраты по оформлению таможенного сбора?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация не вправе изменять (увеличивать) стоимость станков на суммы уплаченных таможенных пошлин и сборов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
В бухгалтерском учете уплаченные таможенные пошлины и сборы следует учесть в прочих расходах, а в налоговом учете, полагаем, организация их учесть не вправе.

Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
В силу п. 1 ст. 119 Закона N 311-ФЗ в случаях, когда для приобретения товарами, условно выпущенными на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, статуса товаров Таможенного союза требуется уплата таможенных пошлин, налогов (подпункты 1 и 3 п. 1, п. 5 ст. 200 ТК ТС), такая уплата может производиться декларантом (его правопреемником) или иным лицом, у которого эти товары находятся в законном владении.
Исходя из ст. 81 ТК ТС и ст. 119 Закона N 311-ФЗ, полагаем, что таможенный орган установил, что станки были ввезены на территорию РФ незаконно и организация может уплатить таможенные платежи (пошлины, сборы, налоги) по ним.

Бухгалтерский учет

Активы (в том числе ввозимые в РФ) включаются в состав основных средств, если одновременно отвечают условиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
Основные средства (далее - ОС) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В частности, фактическими затратами на приобретение основных средств являются таможенные пошлины и таможенные сборы.
Сформированная стоимость ОС погашается посредством начисления амортизации в общеустановленном порядке (п. 17 ПБУ 6/01). Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).
Заметим, в соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В рассматриваемом случае, учитывая, что в периоде уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов станки уже приняты к бухгалтерскому учету, их стоимость сформирована и погашается посредством начисления амортизации, организация не вправе изменять (увеличивать) их стоимость на суммы уплаченных таможенных пошлин и сборов, так как положения по бухгалтерскому учету не допускают такую возможность.
По нашему мнению, уплаченные таможенные пошлины и сборы не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности, так как не связаны с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также не связаны с выполнением работ и оказанием услуг (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Полагаем, данные расходы следует учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предусматривает счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Учитывая изложенное, полагаем, что операции, связанные с начислением и уплатой таможенных пошлин и сборов, организации следует отразить на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с таможней"
- начисленные таможенные пошлины и сборы учтены в составе прочих расходов;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с таможней" Кредит 51
- перечислены таможенные пошлины и сборы.
При этом обратим внимание на следующий момент. Как было отмечено выше, в силу п. 1 ст. 119 Закона N 311-ФЗ уплата таможенных платежей может производиться иным лицом, у которого эти товары находятся в законном владении. По требованию плательщика таможенных пошлин, налогов, а также лиц, указанных в части 1 ст. 119, части 5 ст. 168 Закона N 311-ФЗ, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за 3 календарных года, предшествующие этому требованию (п. 4 ст. 117 Закона N 311-ФЗ).
До приобретения указанных станков Вашей организацией они находились в собственности другой российской организации, в обязанность которой, очевидно, входила таможенная очистка ввезенных товаров. С момента приобретения станков (декабрь 2013 г.) не прошел общий срок исковой давности (3 года). На сумму уплаченных таможенных сбросов и платежей ("имея на руках" подтверждение уплаты таможенных пошлин по форме, утвержденной Приложением N 1 к Приказу ФТС России от 23.12.2010 N 2554 "Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей") Ваша организация может попытаться предъявить регрессный иск к организации-перепродавцу (бывшему владельцу станков) для компенсации понесенных издержек.

Налог на прибыль

Как следует из разъяснений официальных органов, таможенные пошлины и сборы, уплачиваемые при ввозе на территорию РФ основного средства, являются расходами, непосредственно связанными с его приобретением и возможностью использования, и подлежат включению в его первоначальную стоимость. При вводе в эксплуатацию указанных ОС суммы таможенных пошлин и сборов подлежат списанию через механизм начисления амортизации (письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/413, письмо ФНС России от 22.04.2014 N ГД-4-3/7660@).
При этом согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств (амортизируемого имущества) изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
То есть, как и в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли организация не вправе изменять (увеличивать) стоимость ОС на суммы уплаченных таможенных пошлин и сборов.
В то же время в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы таможенных пошлин и сборов.
При этом необходимо учитывать, что на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (смотрите, например, письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17258, от 09.02.2016 N 03-03-07/6701).
В рассматриваемой ситуации, если исходить из того, что станки были ввезены на территорию РФ незаконно, организация добровольно уплатила таможенные пошлины и сборы в целях сохранения станков в своей собственности, уплата не была связана с ввозом товаров на территорию РФ самой организацией, полагаем, что рассматриваемые затраты нельзя отнести к обоснованным (оправданным) и направленным на получение дохода. То есть, по нашему мнению, организация не вправе учесть уплаченные таможенные пошлины и сборы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Обращаем внимание, высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая отсутствие разъяснений официальных органов и арбитражной практики по рассматриваемой ситуации, рекомендуем организации на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов, не соответствующих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ;
- решение Красноярского краевого суда от 16.01.2014 по делу N 7п-12/2014.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

15 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики