Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

04.08.2016
ВОПРОС:
Оптовый продавец и дистрибьютор заключили договор поставки продовольственных товаров - фруктовых напитков. Дистрибьютор реализует указанный товар в торговые сети региона. Стороны договора поставки договорились о распределении предпринимательских рисков, возникающих при возврате нереализованных товаров с истекшим сроком годности дистрибьютору торговыми сетями: до 3% от общего объема реализованного товара несет дистрибьютор, свыше 3% - поставщик. Дистрибьютор предложил осуществлять возврат товара поставщику как обратную реализацию.
Насколько в данном случае правомерно осуществлять возврат товара с истекшим сроком годности как обратную реализацию?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что исходя из закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора участники гражданских правоотношений вправе заключить любой договор, в том числе не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивными нормами законодательства (п. 2 ст. 1, п.п. 2, 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Закон предусматривает ряд случаев, когда у покупателя возникает право вернуть переданный ему товар продавцу (поставщику), например при передаче товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 518 ГК РФ), некомплектного товара (п. 2 ст. 480, п. 1 ст. 519 ГК РФ) и т.д. Истечение срока годности товара, не реализованного конечным потребителям, к таким основаниям не относится. Однако это не означает, что стороны не вправе заключить соглашение о таком возврате, руководствуясь приведенными выше положениями гражданского законодательства о свободе договора, поскольку запрета на возврат товара по такому основанию ГК РФ не содержит.
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) также не запрещает возврат поставщику товара, переданного покупателю. Более того, возможность достичь договоренности о таком возврате косвенно следует из пп. "д" п. 4 ч. 1 ст. 13 этого федерального закона, согласно которому хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Иными словами, запрещается навязывание поставщику условий о возврате товаров, не проданных по истечении того или иного срока, а не включение такого условия в договор поставки или иное соглашение сторон на добровольной основе. В письме от 15.07.2010 N ИА/22313 ФАС России высказала мнение о том, что навязыванием контрагенту условий договора является, например, направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Между тем добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного пп. "д" п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ.
Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. В дальнейшем такие пищевые продукты могут утилизироваться или уничтожаться (ст. 25 Закона N 29-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880) пищевая продукция с истекшими сроками годности подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза. При этом под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, включая безалкогольные напитки (абзац двадцать шестой ст. 4 указанного Регламента).
При этом по смыслу абзацев второго и пятнадцатого ст. 1, п. 1 ст. 24 Закона N 29-ФЗ изъятие из оборота означает недопустимость дальнейшей реализации пищевых продуктов в целях их употребления в пищу. С нашей точки зрения, это не означает, что пищевая продукция с истекшим сроком годности не может быть возвращена поставщику в целях ее утилизации (абзац восемнадцатый ст. 1 Закона N 29-ФЗ).
Возможность возврата поставщику непригодной для дальнейшего использования пищевой продукции с возвратом покупателю уплаченной им стоимости такой продукции находит отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 10.06.2016 N Ф09-4959/16, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 N 18АП-10403/12).
Обратим внимание, что понятие "обратная реализация" в ГК РФ отсутствует. Стороны договора поставки могут по своему усмотрению избрать способ оформления указанной в вопросе хозяйственной операции с учетом конкретных обстоятельств и достижения собственных интересов. Так, если договор поставки еще не исполнен (например, в нем содержится условие о том, что договор считается исполненным при реализации товара конечным потребителям до истечения срока его годности), стороны не лишены права расторгнуть договор своим соглашением, определив в качестве последствия расторжения возврат нереализованного товара поставщику с выплатой покупателю денежной суммы в размере ранее оплаченной стоимости такого товара (п. 1 ст. 450, абзац первый п. 4 ст. 453 ГК РФ, смотрите также упомянутое выше постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 N 18АП-10403/12). Другим возможным вариантом видится заключение соглашения о передаче поставщику товара с истекшим сроком годности для его утилизации и о возврате покупателю суммы, которую он уплатил за этот товар (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Учитывая, что в рассматриваемом случае стороны договора поставки являются предпринимателями, они, как мы полагаем, не лишены возможности урегулировать вопрос о возврате покупателю части суммы, уплаченной по договору поставки, путем заключения соглашения о возмещении имущественных потерь, возникших в случае наступления определенных обстоятельств (п. 1 ст. 406.1 ГК РФ). Положения ст. 406.1 ГК РФ, определяющие такую возможность, не раскрывают понятие потерь и не ограничивают перечень обстоятельств, в связи с наступлением которых у стороны такого соглашения возникает право потребовать от другой стороны возмещения своих потерь. Обратим внимание, что, как указано в п. 1 ст. 406.1 ГК РФ, возмещение имущественных потерь не обусловлено нарушением каких-либо обязательств стороной соглашения. Иными словами, стороны договора поставки вправе достичь соглашения о возмещении покупателю суммы, соответствующей оплаченной им стоимости товара, который не был реализован конечным покупателям, в связи с истечением срока годности этого товара. Поскольку нормы ст. 406.1 ГК РФ не требуют какого-либо встречного предоставления стороне, возместившей имущественные потери, передача поставщику непригодной для дальнейшей реализации пищевой продукции в этом случае не является обязательной.
Еще раз подчеркнем, что конкретный способ оформления своих отношений стороны выбирают самостоятельно с учетом имеющихся у них потребностей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

13 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики