Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
05.08.2016
Какие требования могут предъявляться к деловой репутации участников закупки при осуществлении конкурентных процедур в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"? Какие документы могут являться подтверждением деловой репутации участников закупки в соответствии с законодательством РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке, осуществляемой в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, требования к деловой репутации участников закупки. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ заказчик вправе устанавливать подобные требования, если это предусмотрено утвержденным заказчиком положением о закупке. Вопрос о том, какими документами может подтверждаться деловая репутация участников закупки, законодательно не урегулирован.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не допускается включение в документацию о закупке требований к деловой репутации участника закупки, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Законом.
Между тем в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ перечислены единые требования к участникам закупки, устанавливаемые заказчиком при осуществлении закупки, и требования к деловой репутации в их числе не упоминаются.
Частью 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе и к деловой репутации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены Приложения NN 1 и 2, устанавливающие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров (работ, услуг). Однако требований к деловой репутации участников закупки данным документом не предусмотрено.
Как следует из ч. 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчики устанавливают дополнительные требования к участникам закупок, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, только в случаях, когда такие дополнительные требования установлены Правительством РФ.
Таким образом, поскольку Законом N 44-ФЗ, равно как и в установленном им порядке Правительством РФ, не установлено требований к деловой репутации участников закупки, заказчик не вправе включать подобные требования в документацию о закупке, проводимой в рамках Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем деловая репутация является одной из составляющих критерия "квалификация участников закупки", который может использоваться заказчиком для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Так, заказчик обязан указать в документации о закупке используемые им при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии (по общему правилу - не менее двух) и их величины значимости. При этом в качестве одного из критериев заказчиком может быть избрана "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч.ч. 1 и 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила)*(1).
Однако ни Законом N 44-ФЗ, ни Правилами не определены документы, на основании которых заявки (предложения) участников закупки могут оцениваться по показателю "Деловая репутация". В документации о закупке заказчик определяет их самостоятельно. Как показывает практика, для оценки деловой репутации могут служить положительные отзывы об участнике закупки, грамоты, благодарственные письма по результатам выполнения работ (услуг) сопоставимого характера и т.п. (смотрите, в частности, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 N 09АП-44020/15).
Обратите внимание, что установление в документации о закупке в качестве предмета оценки по показателю "Деловая репутация" того или иного условия не должно способствовать ограничению количества участников закупки (письмо Федеральной антимонопольной службы от 08.10.2015 N АЦ/54940/15).
Также заметим, что на сегодняшний день разработан и утвержден ряд национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность в области строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (смотрите, к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 "Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2014 N 366-ст). Стандарты предусматривают возможность экспертной оценки деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности на добровольной основе с выдачей сертификата по установленной форме. Заказчики при осуществлении закупок соответствующих работ и услуг нередко руководствуются такими сертификатами, что признается судами правомерным (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 N 13АП-31280/15).
Что касается закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то данный закон устанавливает лишь общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, которые обязаны руководствоваться положениями этого федерального закона. Требования к участникам закупки устанавливаются в документации о закупке в соответствии с положением о закупке, содержание которого, с учетом упомянутых общих требований и принципов, заказчик определяет самостоятельно (ч.ч. 2, 3 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 указанного Закона). Следовательно, заказчик вправе включить в документацию о закупке требования к деловой репутации участников закупки, если это предусмотрено положением о закупке. Перечень документов, которыми может быть подтверждено соответствие участников закупки требованиям к деловой репутации, заказчик определяет самостоятельно и закрепляет в положении о закупке, а также указывает в документации о закупке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
13 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как следует из п. 2 Правил, они не применяются в отношении закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним