Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.08.2016
ВОПРОС:
Для осуществления функций платежного агента в рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение (далее - АУ) имеет на своем балансе платежные терминалы по приему наличных денежных средств для оплаты госпошлин, иных сборов и платежей в бюджет, платных услуг, оказываемых сотрудниками учреждения, услуг операторов сотовой связи и прочих платежей. Терминалы, подключенные к платежной системе, размещены на территории учреждения.
В силу закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов (счет 40821).
Ежедневно до начала рабочего дня (то есть до приема клиентов) терминал вскрывается материально ответственным лицом АУ (кассиром) в присутствии технического специалиста учреждения. Распечатываются слип-отчеты за прошедший операционный день. Денежные средства в кассете извлекаются из терминала, в помещении кассы содержимое кассеты пересчитывается и приходуется. Пустая кассета вновь устанавливается в терминал. В терминале открывается новый операционный день. Наличные деньги в первой половине дня отвозят в банк и сдают их по объявлению для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет 40821.
Этим же днем после процедуры зачисления средств на специальный банковский счет АУ своими платежными поручениями перечисляет:
- средства клиентов, а также доходы платежной системы (часть комиссии, которая принадлежит платежной системе) - на банковский счет банка, являющегося оператора по переводу денежных средств;
- доходы АУ от оказания платных услуг и доходы АУ (часть комиссии, которая принадлежит учреждению) - на расчетный счет АУ для учета средств от приносящей доход деятельности, открытый в кредитной организации.
Какими бухгалтерскими проводками оформляются операции автономного учреждения при осуществлении функций платежного агента?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты по суммам поступлений от физических лиц в рамках деятельности учреждения в качестве платежного агента вполне обоснованно могут быть отражены с применением счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами".
Для отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения расчетов платежного агента с поставщиками товаров (работ, услуг) может применяться счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. В рассматриваемой ситуации платежный агент при приеме платежей в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 103-ФЗ взимает с плательщика вознаграждение.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 103-ФЗ денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту (смотрите постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.09.2014 по делу N А17-7004/2013).
Напомним, что бухгалтерский учет ведется учреждениями методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Соответственно, доходы должны быть отражены в учете в момент возникновения требований к их плательщикам. В то же время у платежного агента нет оснований для отражения в бухгалтерском учете обязательств физических лиц перед поставщиком в качестве собственных доходов. При этом далеко не всегда возможно определить размер доходов учреждения как платежного агента на этапе инкассации наличных денежных средств (выемки из платежного терминала).
Положения п.п. 14-16 ст. 4 Закона N 103-ФЗ и п. 5.2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами..." (далее - Указание N 3210) обязывают платежного агента учитывать денежные средства, поступившие в рамках деятельности учреждения в качестве платежного агента, обособленно. Также учреждению принципиально важно обособить расчеты по суммам вознаграждения, полученного за услуги платежного агента, и суммам, подлежащим перечислению поставщикам товаров (работ, услуг).
Ввиду того, что деятельность платежного агента является нетипичной для большинства учреждений, порядок отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений операций, осуществляемых в рамках указанной деятельности, положениями Инструкции N 157н не регламентирован. В то же время отдельные положения Инструкции N 157н не препятствуют корректному отражению в бухгалтерском учете расчетов и обязательств, возникающих в рамках деятельности учреждения в качестве платежного агента*(1).
Так, в соответствии с п. 235 Инструкции N 157н для отражения операций с "транзитными" средствами, в частности расчетов по договорам поручения (агентским договорам), а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами". Соответственно, расчеты по суммам поступлений от физических лиц в рамках деятельности учреждения в качестве платежного агента вполне обоснованно могут быть отражены с применением счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами".
Положения п. 281 Инструкции N 157н, согласно которым при отражении расчетов в рамках договора комиссии, а также при отражении расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности госучреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах бухгалтерского учета, применяется счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", допускают возможность использования указанного счета для отражения расчетов платежного агента с поставщикам товаров (работ, услуг).
Кроме того, положения п. 5 Инструкции по применению Плана счетов автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н), позволяют определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 183н, по согласованию с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано автономное учреждение, и (или) с органом, осуществляющим в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя. При этом отсутствие противоречий применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета является далеко не единственным условием, которое необходимо учесть при определении необходимой корреспонденции - применяемая учреждением корреспонденция также должна обеспечивать корректное формирование бухгалтерской отчетности.
В силу абзаца 4 п. 80 Инструкции N 183н проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ), иных платежей с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражается с применением счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". Вполне логичным представляется использование учреждением указанного счета для отражений в бухгалтерском учете платежного агента операций по приему от физических лиц платежей.
По мнению судебных инстанций, обязанность по сдаче в полном объеме наличных денежных средств, для зачисления на свой специальный банковский счет, у платежного агента возникает в день инкассации денежных средств из платежных терминалов и оприходования наличной выручки в кассу (смотрите, в частности, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 N 08АП-6635/14). Соответственно, после проведения выгрузки кассеты из платежного терминала (представляющей собой выемку кассеты с наличными денежными средствами) и дальнейшего пересчета денежные средства подлежат оприходованию в кассе учреждения в соответствии с требованиями абзаца второго п. 5.2 Указания N 3210.
Таким образом, операции по приему платежным агентом платежей от физических лиц с использованием платежного терминала и последующие расчеты с поставщиками товаров (работ, услуг) в рассматриваемой ситуации могут быть отражены в бухгалтерском учете автономного учреждения с использованием следующей схемы корреспонденций счетов:
1. Дебет 2 201 23 000 Кредит 2 210 05 000,
Увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 23 000 (510 КОСГУ)
- отражен прием денежных средств от физических лиц с использованием платежного терминала;
2. Дебет 2 201 34 000 Кредит 2 201 23 000,
Увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 34 000 (510 КОСГУ),
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 23 000 (610 КОСГУ)
- отражено оприходование денежных средств в кассу учреждения после их выемки из платежного терминала;
3. Дебет 2 201 26 000 Кредит 2 201 34 000,
Увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 26 000 (510 КОСГУ),
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 34 000 (610 КОСГУ)
- отражено выбытие наличных из кассы учреждения для последующего их внесения на специальный счет, открытый учреждению в кредитной организации как платежному агенту;
4. Дебет 2 205 31 000 Кредит 2 401 10 130
- начисление доходов, получаемых учреждением за оказание услуг платежного агента;
5. Дебет 2 210 05 000 Кредит 2 205 30 000 
- уменьшение задолженности перед поставщиками на сумму доходов учреждения;
6. Дебет 2 201 21 000 Кредит 2 201 26 000,
Увеличение по забалансовому счету 17, открытому к счету 2 201 21 000 (130 КОСГУ),
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 26 000 (610 КОСГУ)
- со специального счета платежного агента на банковский счет учреждения перечислена сумма доходов за оказание услуг платежного агента;
7. Дебет 2 210 05 000 Кредит 2 302 26 000 
- отражено обязательство по уплате вознаграждения оператору по переводу денежных средств;
8. Дебет 2 302 26 000 Кредит 2 201 26 000,
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 26 000 (226 КОСГУ)
- отражено удержание комиссии платежной системы путем списания денежных средств со специального счета платежного агента;
9. Дебет 2 210 05 000 Кредит 2 304 06 000 
- отражена задолженность перед поставщиками работ (услуг);
10. Дебет 2 304 06 000 Кредит 2 201 26 000,
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 2 201 26 000 (610 КОСГУ)
- отражено погашение задолженности перед поставщиками работ (услуг) при перечислении им денежных средств со специального счета платежного агента.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

13 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Применение счетов 0 206 00 000 "Расчеты по авансам выданным" и 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" для отражения расчетов по оплате товаров (работ, услуг) предполагает наличие денежных обязательств по расходам, вытекающих из договоров (контрактов) и документов-оснований (накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг), иных документов, подтверждающих исполнении обязательств контрагентом). Показатели принятых денежных обязательств, учтенные на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства", должны соответствовать показателям соответствующих счетов бухгалтерского учета (206 00 "Расчеты по выданным авансам", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и т.д.). Такой вывод следует из определения понятия "денежные обязательства", которое содержится в п. 308 Инструкции N 157н, п. 195 Инструкции N 183н (смотрите также письмо Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552). Соответственно, использование указанных счетов в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, некорректно.

Все консультации данной рубрики