Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

09.08.2016
ВОПРОС:
Управление молодежной и семейной политики администрации заключило с организацией соглашение о трудоустройстве несовершеннолетних граждан (14-18 лет) на период летних каникул и предоставлении субсидии на возмещение расходов организации, связанных с выплатой зарплаты указанным работникам, за счет средств бюджета.
В соглашении с администрацией точные суммы не названы (но не менее минимального размера оплаты труда). Средства поступают организации на основании утверждаемого администрацией финансового отчета организации в месяце, следующем за начислением заработной платы.
Обязательно ли данные денежные средства отражать на счете 86? Или достаточно завести субконто на счете 76/9 (субсидия УМСП) и вести раздельный учет использования данных денежных средств, тем более что средства поступают после перечисления зарплаты и налогов указанным работникам?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может отражать получение субсидии без использования счета 86 "Целевое финансирование".

Обоснование вывода:
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. предназначен счет 86 "Целевое финансирование".
ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (далее - ПБУ 13/2000) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ (далее также - организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Пунктом 4 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной, в частности, в форме субсидий (далее также - бюджетные средства).
В соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Как мы видим, в п. 7 ПБУ 13/2000 представлены два варианта признания субсидий в бухгалтерском учете в качестве целевого финансирования (по мере возникновения права на субсидии или по мере поступления субсидий на расчетный счет), один из которых организации необходимо закрепить в учетной политике.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются со счета учета целевого финансирования в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Кроме того, в отношении бюджетных средств, предоставленных в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, п. 10 ПБУ 13/2000 установлено, что такие средства отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (смотрите также письмо Минфина России от 30.05.2007 N 07-05-06/141).
В соответствии с п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерские отчетности являются промежуточными.
В условиях рассматриваемой ситуации на момент заключения соглашения с Управлением молодежной и семейной политики Администрации организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут ей получены, а перечисление субсидии происходит после выплаты заработной платы на основании предоставленного организацией финансового отчета о заработной плате, т.е. субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов. В этой связи мы полагаем, что при отражении организацией субсидии ей следует ориентироваться на п. 10 ПБУ 13/2000, она может отразить получение субсидии без применения счета 86 "Целевое финансирование":
Дебет 76, субсчет "Расчеты с УМСП по субсидии" Кредит 91
- предоставленная субсидия отражена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с УМСП по субсидии"
- отражено получение субсидии на расчетный счет;
Вместе с тем считаем возможной и корреспонденцию счетов с применением счета 86 "Целевое финансирование":
Дебет 76, субсчет "Расчеты с УМСП по субсидии" Кредит 86
- отражено возникновение целевого финансирования в виде субсидии;
Дебет 86 Кредит 91
- субсидия отражена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с УМСП по субсидии"
- отражено получение субсидии на расчетный счет.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" выбранную методику отражения бюджетных средств (с использованием счета 86 "Целевое финансирование" или без его использования) следует закрепить в учетной политике организации.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу "Государственная помощь".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

22 июля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики